Городские новости

В Павлодаре ажиотажа на рынке ГСМ пока не наблюдается (17.10.2009, 14:44), просмотров: 2604

В Павлодаре ажиотажа на рынке ГСМ пока не наблюдается
Вот уже месяц юг страны задыхается от дефицита горючего. В Павлодаре ажиотажа на рынке ГСМ пока не наблюдается. Тем не менее, и у нас «топливный» вопрос стоит не менее остро. В результате снижения объемов переработки нефти на Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе в бюджете города образовалась изрядная «дыра». К тому же местные водители предупреждают: увеличение цены на бензин в южных регионах Казахстана непременно аукнется и в северных областях.

Бюджетные «дыры»
По сообщению Агентства нефтяной информации «Интерфакс», объемы переработки нефти на Павлодарском нефтехимическом заводе за девять месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого снизились на 8,8 процента. К слову сказать, не лучшая картина и на двух других нефтезаводах республики: в Атырау и Шымкенте. В целом нефтепереработка в Казахстане с января по сентябрь упала на 9,7 процента.

Как известно, ПНХЗ работает исключительно на российском сырье. Сколько нефти поступило с месторождений в Западной Сибири, столько и переработали в Павлодаре. В этом году, судя по снижению объемов производства, сырье в дефиците.

Кстати, на минувшей неделе косвенно это подтвердил председатель правления АО «Национальная компания «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин. Напомним, в начале августа одна из «дочек» этого общества стала владельцем 58 процентов акций ПНХЗ. Еще 42 процента – в собственности комитета госимущества и приватизации Минфина РК. Таким образом, на сегодняшний день Павлодарский нефтехимический завод находится в полном государственном подчинении. Так вот, г-н Кабылдин сообщил о готовности нацкомпании передать часть своей доли в ПНХЗ российским компаниям в обмен на стабильные поставки сырья.

– Мы ведем переговоры с российскими компаниями, в том числе не исключаем возможность передачи части доли в обмен на бесперебойные поставки нефти на данный завод с целью обеспечения экономической эффективности и необходимой загрузки, – заявил он.

Однако все это дело будущего. Пока же вследствие снижения объемов переработки нефти на ПНХЗ бюджет города Павлодара недополучит энную сумму денег. И, надо полагать, немалую. Какую конкретно, местные чиновники предпочитают не афишировать. Видимо, чтобы не пугать население.

Южная вакханалия
Несмотря на сокращение объемов переработки нефти, производство бензина на ПНХЗ в январе-сентябре не снизилось. Согласно данным все того же Агентства нефтяной информации, его произвели даже на два процента больше, чем за тот же период 2008 года.

А вот Шымкентский НПЗ по выработке автомобильного топлива в минусе. Возможно, это также послужило толчком к бензиновой лихорадке, захлестнувшей юг страны в последнее время.

Хотя в числе главных причин эксперты все же называют введение правительством запрета на экспорт бензина и дизельного топлива (что касается ограничений на вывоз за пределы республики последнего, то с 13 октября они сняты. Запрет на вывоз бензина до 1 января будущего года продолжает действовать – авт.)
Понятно, что введение ограничительных мер преследовало вполне благородную цель – стабилизацию внутреннего рынка нефтепродуктов. Однако получилось с точностью до наоборот.

Сегодня в Южно-Казахстанской области и Алматы бензина на автозаправочных станциях либо нет, либо его можно приобрести исключительно по талонам, либо по уже более высокой цене – 110-140 тенге за литр.
Эксперты объясняют: не имея возможности экспортировать топливо, производители ГСМ стали нести большие убытки.

А кроме как за счет внутреннего рынка в этих условиях их не покроешь. Вот цены и полезли вверх.
Впрочем, по просьбе акима Алматы Ахметжана Есимова премьер-министр страны поручил соответствующим органам разобраться в этом вопросе. По крайней мере, с искусственным дефицитом ГСМ.

Хлопоты министра…
Однако уже на следующий день после поручения премьера глава министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев на заседании правительства высказался за… удорожание топлива. Вот как он прокомментировал свое предложение республиканскому еженедельнику «Мегаполис»:
– Сегодня 40 процентов потребляемого авиакеросина мы завозим из России. Треть высокооктанового бензина мы тоже завозим из России. Теперь у нас стоят две задачи: с одной стороны, удерживать цены, а с другой стороны – наполнить рынок необходимым количеством ГСМ.

Понятно, во втором полугодии 2009 года цены более-менее росли, и сейчас их уровень на внутреннем рынке Казахстана отличается от российских на 40 процентов. Как вы думаете, кто-нибудь будет завозить в Казахстан горюче-смазочные материалы из России, зная, что они будут стоить на 30-40 процентов дешевле, чем на российском рынке нефтепродуктов? Есть ли интерес у казахстанских владельцев этих видов топлива вывозить и продавать его за рубеж? Есть.

Конечно, надо защищать внутренних потребителей, но эта разница не может быть 30-40 процентов. Это притом, что у наших нефтеперерабатывающих заводов возможности обеспечить объем производства нет физически! Я уже не говорю о том, что 45 процентов нефти, из которой в Казахстане вырабатываются нефтепродукты, – российская!

И Павлодарский нефтеперерабатывающий завод полностью ориентирован исключительно на российскую нефть. Что мы сейчас делаем? Пытаемся удержать цены как можем. Мы пытаемся залить наши заводы своей нефтью настолько, насколько это возможно. Но при этом невозможно вырабатывать только авиакеросин или только высокооктановый бензин.

…и бензиновых королей
– В последнее время наблюдается стремительный рост цен на нефтепродукты во многих регионах Казахстана, – приводит слова бренд-менеджера ТОО «Гелиос» Асель Татархановой республиканская газета «Время». – Сложившаяся ситуация, то есть искусственное сдерживание цен на ГСМ, уже сегодня отрицательно сказывается на состоянии рынка нефтепродуктов не только для компании, но и для всех участников рынка.

По словам Татархановой, продолжает газета «Время», сегодня, когда казахстанские НПЗ производят автомобильного топлива, особенно высокооктановых марок, меньше, чем нужно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, около 30 процентов горючего импортируется из других стран, прежде всего – из России.
– Поэтому очень важен ценовой баланс соседних государств, особенно когда экономики двух стран очень тесно интегрированы, – вновь приводятся слова Асель Татархановой. – Разница в цене топлива с Россией за последнее время составляет 20-25 тенге. Причиной такого дисбаланса является сдерживание цен на ГСМ внутри Казахстана. Из-за существенного разрыва в ценах на нефтепродукты на внешних рынках многим странам стало невыгодно экспортировать бензин в Казахстан, что явилось одной из причин дефицита топлива в стране, где основным поставщиком является Россия.

Павлодарские думы
Чем южная бензиновая лихорадка может грозить конкретно Павлодару? Стоимость топлива и у нас медленно, но верно ползет вверх. Прежними ценники остаются, пожалуй, только на автозаправках «Гелиоса». Однако и эта компания уже несколько раз выходила в правительство с предложением об увеличении стоимости бензина. Пока чиновники давали «от ворот поворот». Учитывая же последнее высказывание министра энергетики и минеральных ресурсов, в следующий раз «Гелиосу» может и повезти. Вопрос, когда именно.

Что касается других АЗС, то они свои цены отпустили давно. И, как уверяют в павлодарской инспекции Агентства РК по защите конкуренции, на вполне законных основаниях. Дескать, владельцы этих автозаправок закупают топливо либо в Шымкенте, либо в России, причем по достаточно высокой цене. Исходя из этого, они просто не могут продавать бензин ниже его закупочной стоимости. Местная накрутка составляет не более 2-3 тенге.

Стратегическая зависимость
Естественно, мы понимаем, что нефть и все, что из нее производится, когда-нибудь кончится, недра Земли попросту иссякнут. Но почему уже сейчас, когда наши месторождения полны черного золота, страну лихорадит от искусственного их дефицита?

Почему бы вместо пышных юбилеев и празднеств с приглашением мировых звезд не построить хотя бы еще один нефтезавод, чтобы не зависеть от цен северного соседа на стратегическое сырье? Если наш народ объявил о своей независимости более 17 лет назад, может к совершеннолетию Республики стоит преподнести ей такой подарок и сделать стратегически независимой на рынке энергоносителей?

Кажется, все предпосылки для этого имеются: сырье, нефтяные деньги, бескрайние просторы – стройте! Но почему-то это не сделано до сих пор. Пока в правительстве, похоже, больше заняты перепродажей акций нефтеперерабатывающих заводов, построенных еще при Союзе. Может, это, действительно, интереснее, но пока что из-за дефицитного бензина лихорадит простых граждан богатейшей нефтяными запасами страны.

Сергей РОМАНОВСКИЙ


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Когда в павлодарски...
Аварийные службы города восстанавливают парам...
Крупный пожар потуш...
Информации о пострадавших нет, передаёт корре...

Ёрш
100 дорог

Гермес 3, Обмен валют

Предлагает:
Гермес 3, обмен вал...
Обмен валют:* доллар,* евро,* российский рубль, *...
Золотые слитки
Мерные слитки аффиниро ванного золота – это высок...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 350 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.