Казахстанские новостиЧто нужно знать о земельной реформе (25.03.2021, 12:04), просмотров: 4360В 2016 году указом Нурсултана Назарбаева был введен мораторий на действие отдельных статей Земельного кодекса, вызвавших широкий общественный резонанс. Редакция zakon.kz вспоминает, почему в Казахстане проводится земельная реформа и для чего была создана Комиссия по земельной реформе. Пять лет назад мораторий предусматривал следующие ограничения: — запрет на предоставление права аренды на сельхозземли иностранцам, а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам; — запрет на продажу в частную собственность и предоставление в аренду сельхозземель совместным предприятиям, имеющим долю иностранного участия в уставном капитале; — запрет на предоставление права частной собственности казахстанцам на сельхозземли; — запрет на отчуждение права аренды земель сельхозназначения без выкупа у государства. Действие моратория истекает 31 декабря 2021 года. В связи с этим 25 февраля 2021 года на пятом заседании Национального совета общественного доверия Касым-Жомарт Токаев принял окончательное политическое решение касательно норм моратория по иностранцам. В частности, Главой государства было принято твердое и принципиальное решение о том, что земли сельскохозяйственного назначения не будут продаваться в частную собственность и не будут предоставляться в аренду иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием, международным организациям, научным центрам с международным участием, а также кандасам. Соответствующий срочный законопроект внесен в Мажилис Парламента и уже рассматривается на рабочих группах. Теперь нерешенными остались лишь некоторые вопросы, связанные с мораторием на предоставление сельхозземель в частную собственность или аренду казахстанцам, а также на отчуждение права долгосрочного землепользования на сельхозземли без выкупа у государства. В целях принятия решения по данным вопросам Министерством сельского хозяйства РК с учетом общественного мнения подготовлен проект нового Земельного кодекса. Для обсуждения его норм, выработки дополнительных предложений и принятия окончательного решения по поручению Главы государства была создана вторая Комиссия по земельной реформе. Частная собственность на земли сельхозназначения была законодательно закреплена с 2003 года и позволяла либо приобрести сельхозземлю в частную собственность, либо работать на правах долгосрочной аренды до 49 лет. В 2015 году в Земельный кодекс были внесены изменения, в рамках которых исключена возможность предоставления сельхозземель в аренду казахстанцам до 49 лет. Нововведением было предусмотрено предоставление сельхозземель казахстанцам только праве частной собственности. Для этого действующие землепользователи были обязаны выкупить сельхозземли у государства на условиях единовременной оплаты половины кадастровой стоимости, либо в рассрочку на 10 лет по полной стоимости. Что касается возможности отчуждения права аренды сельхозземель без выкупа у государства, то данная поправка тоже была внесена в 2015 году. На данные поправки в 2016 году Указом Главы государства был наложен мораторий. Были ли выполнены решения Земельной комиссии, работавшей в 2016 году? По состоянию на сегодняшний день: — установлен запрет на предоставление сельхозземель в приграничной зоне иностранцам и гражданам, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, с определением расстояния от государственной границы; — сельхозземли вблизи населенных пунктов отнесены к категории государственных нужд, что дает законодательное основание по их принудительному изъятию для нужд местного населения (выпаса личного скота); — для усиления государственного контроля за рациональным использованием сельхозземель в 2019 году в Земельный кодекс внесены изменения по использованию данных дистанционного зондирования земли. Таким образом, наряду с результатами систематических наблюдений, наземных съемок, обследований и инвентаризации, для выявления неиспользуемых земель теперь будут использованы результаты космического мониторинга; — разработан законопроект по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель, который предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 3 лет до 1 года; — законодательно установлен единый типовой договор аренды сельхозземель, с уточнением и усилением обязанностей и ответственности землепользователей; — установлен порядок мониторинга за рациональным использованием сельхозземель. Первые пять лет аренды контроль должен осуществляться ежегодно, а в последующем на орошаемой пашне — каждые три года, на богарной — каждые пять лет. Что за последние пять лет сделано для выявления и изъятия неиспользуемых сельхозземель? С 2015 года государственный контроль за неиспользуемыми сельхозземлями осуществляются акиматами. В период с 2016 по 2020 годы площадь выявленных неиспользуемых сельхозземель по республике составила 15,4 млн га. Из них в госсобственность возвращено 5,6 млн га, вовлечено в сельхозоборот 5,4 млн га, в процессе изьятия через судебные органы — 4,4 млн га. Для усиления государственного контроля за использованием земель Правительством внесены изменения в Земельный кодекс по вопросам космомониторинга земель. В декабре 2020 года пилотный проект был завершен. По его результатам выявлено 8,3 млн га (7,6 млн га пастбищ и 0,7 млн га пашни). Из них в госсобственность возвращено 2,6 млн, в сельхозоборот заново вовлечено 2,2 млн, в работе местных исполнительных органов находятся 3,5 млн. В связи с успешным опытом было принято решение запустить космомониторинг на всей территории республики с 1 января 2021 года. Также, разработан законопроект по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель, который предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с трех лет до одного года. Министерством сельского хозяйства разработан и внесен в Мажилис законопроект по цифровизации государственных услуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости. Целью данного законопроекта является унификация процедуры предоставления земельных участков, контроль сроков и хода рассмотрения заявок и информационной системе, безбумажное оказание услуги, согласование выделения земельного участка с госорганами и организациями-монополистами в электронном формате. Источник: zakon.kz Последние новости:
|
Ещё новостиСамые читаемые:
Самые обсуждаемые:
|
| Реклама на сайте | Контакты | Наши клиенты | сейчас на сайте 358 чел. | ||||
| © 2006-2025 ТОО"Электронный город" Дизайн Алексенко А. | |||||||
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.