|
Городские новостиКто положил кюй на пластинку (18.09.2008, 11:40), просмотров: 2953Действующий в Павлодаре музей грампластинок располагает уникальными,
раритетными записями на грампластинках мировой музыкальной культуры и
является единственным подобным в мире. Так считает ЮНЕСКО. Свыше 27 тысяч экспонатов собрал основатель и одновременно старший научный сотрудник дома-музея профессор Наум Григорьевич ШАФЕР. Увы, это наследие может стать недоступным для будущих поколений. В коллекции 10 тысяч бьющихся пластинок, которые не выпускаются уже 40 лет. Кроме бывших советских заводов и студий грамзаписи здесь представлены пластинки всех других существующих в мире студий, фабрик, заводов, фирм. Первые три десятка пластинок - русские бытовые песни, романсы Глинки, музыку Римского-Корсакова - Наум Григорьевич еще в детстве вывез из Бессарабии, откуда за 10 дней до войны евреев депортировали в Казахстан. На сборы дали два часа, велев брать с собой только самое необходимое. Он взял пластинки. Именно тогда Шафер решил, что соберет в своем доме лучшую музыку всех времен и народов. Некоторые экземпляры отметили вековой юбилей, но звучат так же, как и 100 лет назад. 600 пластинок являются раритетом, их нет больше ни в одной другой коллекции. Что самое удивительное, коллекция продолжает пополняться. На днях сюда пришел настоятель Благовещенского кафедрального собора игумен Амфилохий и передал уникальному музею из собственной коллекции 27 так называемых стеклянных пластинок, датируемых 1900 - 1912 годами. На них выступление известных еще до Октябрьской революции московских куплетистов Бима и Бома, шедевры классической музыки в исполнении старейших оркестров мира. Сейчас профессор занят кропотливой работой - изучает историю происхождения каждой из записей и, как всегда, не может удержаться от ликования. - Все пластинки, которые нам подарил игумен, имеют очень большую ценность! - радуется Наум Григорьевич. - На одной из них, к примеру, записан украинский хор - уникальная музыкально-драматическая труппа, выступавшая на Украине в начале прошлого века под руководством Льва Сабинина. Эти записи в мире не сохранились, а они дают нам представление об эстетике театра, об умении поэтически передавать народные мелодии. Весной этого года в музее побывал посол КНР в Казахстане, услышал родные мотивы и прослезился. Оказывается, пластинка вековой давности с китайскими мелодиями сохранилась в мире в единственном экземпляре. Потом своим ходом и без охраны пришел посол Ее Величества королевы Великобритании. - Немолодой англичанин культурно постучал дверь и со словами: “Извините, здравствуйте! Я хочу посмотреть ваш музей”, попросил провести для него небольшую экскурсию, - вспоминает директор дома-музея Шафера Татьяна КОРЕШКОВА. Несколько лет назад в гости к Шаферу наведалась гастролировавшая в Павлодаре Елена КАМБУРОВА и, услышав практически неизвестный музыковедам “Вальс Февральской революции”, включила его в свой репертуар. Московские коллекционеры на Шафера обиделись: “Из-за вашего простодушия вальс потерял уникальность”. Такой он и есть - обладатель уникальной в мире бесценной коллекции. Он никому не может отказать и тратит все свободное время на бесконечные перезаписи - абсолютно бесплатно. В Павлодаре ставят спектакли с музыкальным оформлением, подготовленным с помощью шаферовской коллекции, шедевры транслируются на радио и в телепередачах. Регулярно появлялись желающие приобрести раритетный фонд: москвичи уговаривали продать им пластинки Дунаевского, Израиль интересовался частью коллекции, представляющей еврейскую музыкальную культуру, Государственный музей Глинки в Москве вымаливал 300 записей, которых в России нет. Однако Наум Григорьевич не хочет лишать культурного наследия родной город. Сейчас дом Шафера еженедельно проводит музыкальные вечера, участвует в программе любого городского праздника, его фонотекой бесплатно пользуются студенты и школьники. Однако разменявшего восьмой десяток профессора сегодня беспокоит будущее коллекции. - Я иногда очень боюсь, что эта огромная работа скоро потеряет свой смысл, - переживает он. - Нужно срочно перевести записи на цифровой формат, пока еще есть старинная аппаратура, на которой мы можем проигрывать эти записи. Но придет время, и она выйдет из строя, а пластинки хранятся вечно. Увы, старые проигрыватели на 78 оборотов подводят. В шаферовском что-то сломалось, и ни один павлодарский мастер не может найти причину. В городе сохранилось еще несколько таких проигрывателей, но все они уступают по качеству воспроизведения профессорскому, а делать некачественные перезаписи Наум Григорьевич не хочет. Впору бросать клич на весть мир - нужен либо хороший проигрыватель, либо специалист. И еще - годные патефонные иголки. Они давно уже не выпускаются... Если все это найдется, следующие поколения тоже смогут слушать и тувинское горловое пение, и вспоминать взволнованную речь первого космонавта Юрия Гагарина на Красной площади, и узнать, кто положил кюй “Кенес” в исполнении Жаппаса КАЛАМБАЕВА и Лухмана МУХИТОВА на первую казахскую пластинку. Ольга ВОРОНЬКО www.time.kz Последние новости:
|
Комментарии:
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.
serik (19.09.2008, 13:14)