Казахстанские новостиКуда уходят миллионы? (14.01.2013, 13:39), просмотров: 2096
Мажилисмены возмущены. Ситуация с
учебниками в стране аховая. И это, несмотря на то, что из бюджета
регулярно выделяются немалые суммы на их разработку. Издавать некоторые
учебники вообще нецелесообразно, считает депутат мажилиса Гульмира
ИСИМБАЕВА. – Гульмира Истайбековна, что конкретно вас не устраивает? – Ежегодно при рассмотрении бюджета на разработку учебников и методических пособий по программе 008 выделяются немалые средства. К примеру, на 2012–2014 годы предусмотрено 5,8 млрд тенге. В эту сумму входят разработка и апробация учебников, учебно-методических комплексов, проведение экспертизы литературы, разработка стандартов для 11-летней и 12-летней школ. Но ведь Министерство образования заявляло, что к 2015 году страна уже перейдёт на двенадцатилетку. Значит, сейчас в этом плане должна быть завершена разработка всех стандартов и уже активно вестись создание учебных программ, чтобы своевременно могли быть подготовлены учебники и учебно-методические комплексы. Вопрос в том, зачем нужно было менять стандарты для 11-летнего образования на этапе перехода к 12-летнему? – То есть, скорее всего, министерство сорвёт сроки перехода на двенадцатилетку? – Я не могу за них говорить. Но уже все сроки вышли. Видите ли, подготовка учебников – это последнее звено в огромной цепи. Сначала нужно разработать государственный общеобразовательный стандарт, затем – учебные программы по каждому предмету. На их основании разрабатывается учебный план – это документ, в котором прописывается для каждого класса: сколько часов в неделю должен идти урок математики или русского языка. Потом только пишутся учебники. Учебники писать – это же не стих сочинить, этот процесс требует около года. Но сегодня издательствам приходится готовить учебники буквально за 3-4 месяца. Им просто деваться некуда. КНИЖНЫЕ ИЗЪЯНЫ – Из-за этого качество учебников страдает? – Как свидетельствуют жалобы родителей, детям заниматься очень сложно. Депутаты хотят разобраться: в чем проблема? Почему учебники до конца нас не удовлетворяют? Некоторые родители говорят, что казахстанские учебники слишком сложны для восприятия. Я думаю, одна из причин в том, что школьные программы, по которым и пишутся учебники, не соответствуют учебным планам. Ситуация складывается такая. Допустим, по программе математика должна преподаваться 6 часов в неделю, но по плану уроки сократили до 3 часов, то есть программа в два раза больше, чем нужно. А раз учебники пишутся по программе, соответственно, и материала в два раза больше, но усвоить его нужно быстрее. Конечно, это практически невозможно, поэтому и возникают вопросы. – Какие нарекания к содержанию учебников? – Ой, много! Приведу один пример. В восьмом классе по русскому языку детям дают задания списать текст и сделать синтаксический разбор предложений и морфологический разбор всех слов. А в тексте 90 слов! К тому же я не понимаю, зачем нужно ещё и списывать весь текст. Уж в восьмом-то классе школьники уже умеют писать. Списыванием нужно заниматься в 4–5 классах для отработки навыков письма. Итак, сейчас большая нагрузка на детей идёт. Кроме того, в разных учебниках по-своему интерпретируются события и даты, особенно исторические. Часто бывает, что задания для ЕНТ составляются по одному учебнику, а ребёнок занимался по-другому. В итоге получается нестыковка, дети не получают баллы, которых заслуживают. Я знаю ученика, который недобрал один балл по истории из-за таких разночтений. – Кстати, большая нагрузка на детей не только умственная, но и физическая. Я слышала немало жалоб от родителей на вес ученического портфеля. Почему казахстанские учебники такие тяжёлые? – Да, действительно, сегодня школьникам приходится носить с собой немалый груз. Особенно жалко малышей-первоклашек. Меня тоже возмущает такое обилие различных книг, которые ученик непременно должен носить на уроки. Сегодня практически по каждому предмету есть 5–6 наименований книг: это учебник, учебно-методическое пособие, сборники дидактических материалов и упражнений, хрестоматии и так далее. Ну зачем это всё нужно ученику? На мой взгляд, нецелесообразно покупать их за счёт бюджета для каждого учащегося. Наверное, пора уже разделить все эти книги: некоторые предусматривать только для учеников, другие для учителей, а некоторые вообще отменить. – А какие именно учебники не нужно издавать? – Сейчас по всем предметам есть учебники: по труду, рисованию, музыке и даже по физкультуре. Надо подумать, насколько целесообразно использовать данные учебники. Что даёт эта теория? К примеру, 7 миллиардов тенге выделяют местные исполнительные органы на приобретение учебников, в том числе по физкультуре. Но если на эти же деньги купить оборудование для спортзала, те же мячи и маты, то пользы в физической подготовке детей, на мой взгляд, будет больше, чем от теоретического чтения этого учебника. Ещё необходимо разобраться и с подготовкой английского языка. Наши авторы издают учебники, но многие школы занимаются по пособиям зарубежных издательств. Тогда зачем нужно было тратить бюджетные деньги и издавать отечественные учебники, если они не востребованы? Вот над этим нужно подумать. – А как тогда решить проблему качественного наполнения учебников? – Я думаю, Казахстан совершил ошибку, когда отказался от института апробации учебников. Раньше в каждом регионе была экспериментальная школа. Когда издавался новый учебник, по нему год-два учился какой-нибудь класс, параллельный класс – по другому новому учебнику. Вот так делался анализ по эффективности литературы, вносились коррективы в задания и упражнения. А сейчас всё отменили и перешли только к экспертизе. Но как судить о её качестве, если экспертный состав – это несколько человек, а учебников издаются тысячи каждый год? Думаете, они успевают все книги прочитать? КТО ТЫ, АФФТОР? – Кто сейчас пишет учебники? – Современные авторы учебников – это лучшие предметники, имеющие опыт учёные. Но, насколько я знаю, устоявшихся авторских школ в Казахстане нет, и это создаёт большую проблему. Необходимо их формировать. – Кто их учит? Может, нужны какие-то новые факультеты в вузах? – В Казахстане есть центр «Учебник», который для этого и был создан. Сейчас худо-бедно он этим занимается. Авторские коллективы есть, а вот самой школы и преемственности нет. Их нужно создавать и формировать. Сейчас главное – правильно выстроить систему создания качественного учебника. Это главный инструмент для учителей, от него зависит уровень знаний школьника. Во-первых, всё зависит от самого педагога, от его квалификации и опыта, а во-вторых, от грамотно написанного учебника. А всё остальное – лишь дополнительные факторы. Джамиля КАРИМОВА Последние новости:
|
Ещё новостиСамые читаемые:
Самые обсуждаемые:
|
| Реклама на сайте | Контакты | Наши клиенты | сейчас на сайте 360 чел. | ||||
| © 2006-2025 ТОО"Электронный город" Дизайн Алексенко А. | |||||||
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.