Однако правила ни разу не были опубликованы, как того требует статья 4 Конституции. Конечно же, брошюрки для автолюбителей издавались и продолжают издаваться. Между тем все нормативно-правовые акты, принимаемые в Казахстане, по Конституции должны официально публиковаться. В 1997 году было даже постановление премьер-министра Нурлана Балгимбаева, который поручил МВД до 15 декабря 1997 года опубликовать ПДД, вступающие в силу с 1 января 1998 года.
Увы, публикаций не последовало, и это подтверждают юристы. Значит, казахстанские ПДД юридически недействительны. Спрашивается: на каком тогда основании дорожная полиция выписывает водителям штрафы?
Правила дорожного движения были утверждены Постановлением правительства РК от 25 ноября 1997 года за № 1650 и введены в действие с 1 января 1998 года. В третьем пункте документа премьер-министр Нурлан Балгимбаев постановил МВД РК в срок до 15 декабря 1997 года обеспечить издание указанных нормативных документов массовым тиражом и освещение в печати, по радио и телевидению их требований.
Но официального опубликования в печати, как того требовал премьер Балгимбаев, не произошло. Значит, 10 лет в стране ездили по юридически недействительным ПДД?
Кто-то может сказать: «Да вы что! В Казахстане полно брошюр ПДД, изданных и издаваемых массовыми тиражами!» Сразу заметим, что эти тиражи не являются официальной печатью. Да и тендера на право издания ПДД, как выясняется, МВД не проводило. Статья 4 действующей Конституции гласит: «…Все законы, международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения».
Помимо этого, стоит указать то, что на момент выхода Постановления правительства РК от 25 ноября 1997 года № 1650 действовало другое постановление, от 18 ноября 1997 года № 1599, где черным по белому в п. 36 было написано: «Все акты правительства, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат обязательному опубликованию». П. 37 того же правительственного документа гласит, что «…не подлежат публикации акты, содержащие сведения, представляющие собой государственную или иную, охраняемую законом тайну». А в п. 38 указываются те самые СМИ, где должны публиковаться постановления правительства. А ими являются газеты «Егемен Казахстан», «Казахстанская правда», «Зан», «Юридическая газета», иные органы печати, телевидение и радио.
Ни в одном из вышеперечисленных СМИ Правила дорожного движения опубликованы не были, вопреки поручению председателя кабмина. Стало быть, Правила дорожного движения, которыми пользуется каждый водитель, а также инспекторы дорожной полиции оказались «государственной или иной, охраняемой законом тайной».
Тогда на каком основании многоуважаемая дорожная полиция руководствуется по сути недействительными ПДД, выписывая водителям штрафы или, еще хуже, ставя вопрос о лишении их водительских прав?
Вообще, как только начинаешь штудировать законодательство, регламентирующее права и обязанности водителей, невольно приходишь к мысли, что автомобилистов пытаются загнать в угол. Иначе как понимать планируемое подорожание страховки, желание г-на Тусумова, председателя комитета дорожной полиции, запретить эксплуатацию праворульных авто, а теперь и ужесточение ответственности за нарушение ПДД.
Не в пользу г-на Тусумова, рекомендующего владельцам «японцев» поменять руль с правого на левый, отметим: в тех самых недействительных ПДД сказано, что разрешение на переоборудование автотранспорта выдается органами внутренних дел.
Тогда как в законе о безопасности дорожного движения техническое обслуживание авто должно сопровождаться разрешениями заводов-изготовителей. Нестыковочка выходит. А по казахстанскому законодательству при подобных нестыковочках силу имеет закон, а не постановление правительства, которым и были утверждены ПДД. Так что господин Тусумов своими заявлениями фактически подталкивает соотечественников нарушать закон. Подробнее об этом читайте в ближайших номерах «Литера», где мы укажем точные формулировки взаимоисключающих статей нормативно-правовых актов и представим грядущие изменения в законодательство по безопасности дорожного движения.
Александра АЛЕХОВА
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.