Городские новости

Дороги в никуда (30.07.2009, 12:08), просмотров: 2665

Дороги в никуда
В этом году в Павлодаре кипят дорожные работы. По данным чиновников, средним ремонтом только в областном центре будет охвачено 33 километра асфальтового полотна. Новость на радость водителям, вот только эксперты уже сейчас сомневаются в том, что большие затраты и усилия в итоге себя оправдают, и, по крайней мере, одна из бед надолго оставит наш город.

– Назло всем грандиозным планам не только погода, но и сложившаяся система коммунального благоустройства, в которую ну никак не вписываются самые добрые намерения, – считает эксперт общественной комиссии  по обеспечению качества строительства и реконструкции дорог Василий Верига.

Денег много, можно и в асфальт закатать

– Василий Иванович, откуда такой скептицизм? Ведь в этом году кампания по ремонту дорог как никогда грандиозная, с финансированием проблем нет. За счет местного бюджета в нашем городе ремонтируются многие улицы, за счет республиканского – областного и республиканского значения. И всем участникам «войны с разбитыми дорогами» – карты в руки, включая «дорожную»!
– Боюсь, вложения грандиозные не оправдают себя, и мы вернемся «на круги своя» уже года через три, когда от ремонта не останется и следа. Это наш шанс исправить ситуацию, но он вполне может быть упущен из-за того, что подходы к работе, к сожалению, не меняются.

– Наверное, вы имеете в виду, что еще одна вечная «беда» – неразумный подход – сведет все усилия на нет?
– А почему нет, если, скажем, у нас стало нормой начинать ремонт дорог в июне, хотя в Павлодаре надо приступать к работе, как только позволит природа. И так дорожникам мало времени отводится. В этом году, например, можно было приступить к ремонту в апреле, а начали на два месяца позже.

– Надо полагать, тому причина…
– Тендеры, конечно. Конкурсы в этом году в мае еще шли! А потенциальные подрядчики сидят, ждут результаты. Дождались, потом начинают бегать материал собирать. Но то, что тендер проведен, не означает, что они начинают работать. Заключили договор, перечислили аванс – еще месяц прошел. И все дружно приступают. А в октябре погодные условия соблюдать технологию уже не позволяют – ну нельзя работать при температуре ниже 10 градусов тепла.

Однако сроки поджимают, чиновники начинают бегать, требовать с дорожников асфальт.
Как правило, говорят: дорогой, ты в тендере участвовал, договор подписывал, сроки видел? Будь добр, исполняй. И тогда никакая погода не помеха. Вот я, как эксперт, выезжал с «дорожной» депутаткой комиссией. Дождь идет, а подрядчик работает. Потому что к нему приезжают и высказывают, ты срываешь, отстаешь, ты полкилометра должен был, а всего 300 метров. Ты еще сегодня должен 200 метров положить.

– При этом любого разумного человека спроси, что важнее – соблюсти формальность или добиться качества – каждый проголосует за второе! Вот еще одна извечная проблема – когда в жертву страху испортить красивые отчеты приносится здравый смысл.
– Я вообще не понимаю, когда чиновники наши сидят и возмущаются – да вы что, мы всего на 35 процентов выполняем, находимся в Казахстане на одном из последних мест! Но, дорогие мои, – вы же не равняйте условия, например, Кызылорды и Павлодара. На юге за все лето редкий дождь, а у нас в этом году – практически каждый день. И холода раньше наступают. За примерами далеко ходить не надо.

В прошлом году ремонтировали улицу Катаева. Надеюсь, никому не надо объяснять, почему ее перекрыли в этом году. И что, виноват подрядчик? Его приучают соблюдать сроки и не портить отчеты, а в этом году – призвали к ответу и заставили перекрывать за свой счет. Также в позапрошлом году угол Камзина – Ломова, такая же ерунда была. Тоже не успевал в сроки, а никого не интересовало, почему? Какие причины – объективные ли, субъективные… Для галочки все делается, что ли?

Здравый смысл ремонту не помеха

– Может, следует вести диалог с людьми, ответственными за проведение конкурсов, чтобы они сроки не нарушали?
– Нужные другие подходы. Я сам неоднократно поднимал вопрос о том, что для областного центра дорожные тендеры надо отменить. Пусть остаются по таким долгосрочным проектам, как ремонт и реконструкция дорог областного или республиканского значения. Подрядчики, которые будут их проводить, знают, что работать не один год, знают, какие затраты их ждут.

А когда работы – на месяц, то к чему все эти мучения с конкурсами? Ведь до чего дошли – тендер на ямочный ремонт проводим! Вот что значит прекрасная кормушка! И когда систему придумывали, не знали разве об этом? Но отказаться от нее ради общего блага никак не можем. На мой же взгляд, даже плановая система, которая была в Союзе, при всех ее недостатках, все-таки лучше.

– В связи с этим, можно ли говорить о том, что выбор конкурсной комиссии, подрядчиков порой необъективен?
– Надо отметить, что в большинстве дорожных проектов участвуют наши фирмы, которые на виду, мы их знаем, они никуда не денутся. Но возникают вопросы, когда вдруг побеждает никому неизвестное ТОО по ремонту дорог. Образовались недавно и вдруг они выигрывают, хотя в условиях конкурса четко указано, что должен быть опыт работы, и не один год. Или выигрывают иногородние фирмы – они ремонт сделали, и все – до свидания.

В случае чего, их даже к ответу не привлечешь. Вот на улице Чкалова, где у комиссии претензии к работе были – там столичные ребята. Еще один минус – в тендерах одним из важных для исхода дела считается размер скидки, которую подрядчик готов предоставить заказчику. Хорошо, но ведь он теряет в финансах. Как он будет брешь восстанавливать? Правильно, где-то асфальта не доложит, где-то недокатает. Вот только лучше от этого никому не будет. Через год или два дорога развалится.

-А кто будет в ответе?
– Да никто. У нас подрядчики на два года дают гарантию, а потом умывают руки. И мало кто задумывается над тем, что по стандарту межремонтные сроки – 12 лет, не менее.

«За державу обидно»

– Может, не так все и плохо? Ведь весь сезон мы проникаемся идеей «Дорожной карты». Республика на это средств не пожалела, вся важность программы изложена в тезисах большой пропаганды. Может, все те, от кого зависит ее реализация, проникнутся, наконец, патриотизмом и мы увидим потрясающие результаты?
– Хотелось бы в это верить, но сегодня невооруженным взглядом увидеть, что «Карта» – сырая, притом, что идея далеко не нова. Мало, что если кто-то, сидя в рабочем кабинете в Интернет, прочел, что в 30-е годы была «Дорожная карта» в том же Китае. Еще и расчеты нужны.

И не надо равнять наши времена и те года, когда не было техники такой, как сейчас. В общем-то не на каждом объекте «Дорожной карты» нужны сотни людей с лопатами. А затраты по оплате их труда и обеспечению спецодеждой никто не учитывал в условиях. Поэтому никто и не хотел долго браться за ремонт проезжей части по улице Толстого. Этот участок дороги – единственный в областном центре приводится в порядок в рамках проекта.

– Василий Иванович, вот вы все больше заказчиков вините в лице отдельных чиновников и акимат в целом. А сами подрядчики, всегда ли ответственно подходят к исполнению заказа? Кому, как не вам, эксперту комиссии «По обеспечению качества строительства и реконструкции дорог» это знать? Тем более, вы, судя по телевезинным репортажам, навели страху на нерадивых подрядчиков…
– Не говорю, что дорожники все идеальные. Например, за ямочный ремонт возьмутся, ямы надолбят, а через неделю заделывают. Водители за это спасибо сказать не могут, естественно.

А что касается комиссии, в которой и я состою, так хотелось бы, чтобы замечания наши всерьез воспринимались. А сейчас что происходит – мы проехались по объектам, пальчиком погрозили, нас по телевизору показали. А дорожники как работали, так и продолжают работать.

Обидно притом, что изначально комиссия создавалась как орган общественного контроля. Протокол, подписанный членами комиссии, был обязателен для оплаты подрядчику.
Если мы не подписывали протокол, значит, к выполненной работе у нас были претензии, и мы рекомендовали оплату не производить, пока недостатки не устранят. Так нас дорожники и заказчики приглашали полюбоваться на ход работы с завидной частотой. А сейчас, не поверите, я – куратор комиссии по дорогам областного и республиканского значения, ни на одном объекте не был. А осенью все начнут бегать за подписью, будут злиться и психовать. А что злиться, ты делай нормально и все будет в порядке.

– Но ведь подписание протокола и сейчас обязательная процедура, без которой нельзя обойтись…
– Да, если жестко следовать правилам общественной комиссии, то заказчик не имеет права оплачивать работы. Ну, не подписали мы протокол. Потом, смотрю, в любом случае подрядчик деньги получил.

– Почему?
– Не знаю, значит, у него есть влиятельные люди, что ли? А вот еще пример. В прошлом году работала фирма на Баянаульской трассе. Посмотрел я на качество, не подписал ни один протокол. На подрядчика, к тому же, подало в суд управление транспорта и автомобильных дорог – как заказчик. Причина – неисполнение сроков. А подрядчик в Павлодарском центре метеорологии взял справку, что в эти дни шли дожди и выиграл суд. Деньги они получили, а дороги там уже фактически нет.

– Замкнутый круг какой-то получается, по которому бегут все участники большой дорожной кампании.
– И разорвать они этот круг не могут, да и не хотят. Такой шанс появился хотя бы на один шаг приблизить наши дороги к международным стандартам, чтобы за державу не было обидно. Очень жаль, если мы этим шансом не воспользуемся.

Беседовала Ирина АДЫЛКАНОВА


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

С Днем пожилого чел...
Для старшего поколения провели праздничный ко...
Для кого 1 октября ...
Об этом сообщили в отделе ЖКХ города, передае...

Iteca 2024
100 дорог

"Оздоровительный комплекс"

Предлагает:
Сауна Люкс 2
К Вашим услугам:* сауна,* бассейн,* душевые,* комн...
Сауна Люкс 3
К Вашим услугам:* сауна,* бассейн,* душевые,* комн...
Сауна Люкс №2 Сауна Люкс №2
* сауна, электрок амин, * бассейн – размеры 4*8 ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 207 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.