Казахстанские новости«До бабушек с семечками не опустимся»: КГД о новой налоговой реальности (30.09.2025, 21:07), просмотров: 834Новый налоговый кодекс, вступающий в силу с 2026 года, поднял волну споров в обществе. Повышение НДС, пересмотр упрощённого режима и слухи о "запретительных" списках ОКЭД — что из этого правда, а что — миф? В интервью Tengrinews.kz заместитель председателя Комитета госдоходов Жаныбек Нуржанов рассказал, как реформа затронет бизнес и граждан, действительно ли произойдет повальное подорожание всего и к чему готовиться Казахстану. — Налоговый кодекс подписан ещё 18 июля, но бурные обсуждения начались только сейчас. Есть ощущение, что тему как будто «проспали». Почему так вышло? — Я думаю, что это немножко ошибочное мнение, что только сейчас началось бурное обсуждение. Рабочая группа по разъяснению норм нового законодательства начала свою работу ещё с августа. Мы объехали все 20 регионов, побывали в каждом областном центре. Вопросы задавались во всех областях, в том числе в Алматы, где буквально на прошлой неделе мы проводили семинар. Сейчас стоит вопрос о том, какой будет перечень видов деятельности, запрещённых для применения упрощённой декларации, и какие виды останутся для тех, кто сможет работать в этом режиме. Справка: 25 сентября в Астане прошёл семинар по разъяснению нового Налогового кодекса, который вступит в силу с 1 января 2026 года. Мероприятие собрало предпринимателей, журналистов и представителей госорганов. В обсуждениях участвовали заместитель премьер-министра — министр национальной экономики Серик Жумангарин, министр финансов Мади Такиев, председатель правления НПП «Атамекен» Раимбек Баталов, а также заместитель председателя Комитета государственных доходов Жаныбек Нуржанов. Атмосфера была оживлённой: участники активно задавали вопросы и обсуждали ключевые изменения в налоговой системе. Остроту обсуждений, вероятно, усилило присутствие заместителя премьер-министра, министра финансов, первого заместителя премьер-министра — министра национальной экономики и руководителя НПП «Атамекен». Люди хотели высказаться и донести своё мнение до тех, кто участвует в принятии решений. Поэтому сегодня и была такая ситуация. Но вопросы везде идентичны: какой будет перечень, какие вычеты, какие изменения, послабления или усиления. Сегодня была нормальная рабочая обстановка, да, с эмоциями, но они связаны с желанием людей быть услышанными. — Обсуждения налоговой реформы начались ещё в феврале, но в социальных сетях, особенно в Threads, активность началась только недавно. Почему так? — Вы правы, налогово-бюджетная реформа была озвучена ещё в феврале. Мы ездили по регионам, разъясняли изменения в новом налоговом кодексе. В Мажилисе обсуждения транслировались в прямом эфире, и многие представители бизнеса участвовали. Это были не простые разговоры, а серьёзные дискуссии и переговоры. Люди знали об этом. Но, думаю, сыграл фактор приближения 1 января. К сожалению, мы часто оставляем всё на потом и, когда дедлайн близко, начинаем активно действовать. Нельзя сказать, что предприниматели не знали о реформе: она обсуждается с февраля. Возможно, критической точкой стало появление в сети списков разрешённых и запрещённых ОКЭДов. Это вызвало интерес, и люди начали вникать в ситуацию. Плюс летний сезон отпусков и, возможно, недостаток информации для некоторых. Но время ещё есть — почти три месяца, чтобы бизнес мог перестроить свои процессы и отношения. — Достаточно ли проводится разъяснительной работы для населения? НДС ведь касается всех, но кажется, что простые люди не в курсе. — НДС — это косвенный налог, который мы платим, покупая что-либо, будь то хлеб или молоко. Это налог на потребление. Но сейчас рост цен часто связывают с налоговым кодексом, хотя он вступает в силу только с 1 января 2026 года. Текущий рост цен вызван другими факторами: повышением тарифов на коммунальные услуги, транспортировку. Это сентябрьское повышение, и правительство не прогнозирует дальнейшего роста тарифов. Поэтому связывать всё с налоговым кодексом неверно. Например, в прошлом году, когда объявили, что с 2026 года реализация жилья будет облагаться НДС, застройщики уже начали поднимать цены, хотя закон ещё не вступил в силу. Это рыночная тенденция. Бизнес стремится больше зарабатывать, либо сокращая издержки, либо повышая цены. Это всё рынок. — Население уже ощущает рост цен, и люди в шоке от того, что будет с 1 января. Что вы можете сказать по этому поводу? — С 1 января прогнозируется рост цен на 2–3 процента из-за повышения ставки НДС с 12 до 16 процентов. Но, поскольку цены уже растут, этот рост уже частично учтён. Значительного удорожания не будет, так как рынок регулируется спросом и предложением. Если предложение будет большим, конкуренция может даже снизить цены. Налоговый кодекс, учитывая текущий рост цен, сильно не повлияет. Заметного удорожания, как сейчас, в следующем году не увидим. — Реформа связана с бюджетной дырой. Как объяснить населению её необходимость? — Есть несколько аспектов. Во-первых, мы социальное государство и большая часть бюджета идёт на социальные нужды, включая индексацию пособий, несмотря на ОСМС и соцотчисления. Государство дополнительно финансирует эти расходы. Во-вторых, государство — основной инвестор в долгосрочные проекты, такие как поддержка бизнеса через холдинг «Байтерек», капитализация которого превышает 1 триллион тенге, и она будет расти. Цель — реинвестировать 20–25 процентов бюджета в экономику через поддержку бизнеса. Повышение налогов направлено не на закрытие социальных вопросов, а на развитие предпринимательства. Это круговорот: больше налогов — больше инвестиций в бизнес. — Не боитесь, что бизнес уйдёт в тень из-за ужесточения налогов? — Теневая экономика есть везде, у нас около 17 процентов. Но цифровизация делает бизнес прозрачнее: банки определяют, какие переводы связаны с предпринимательской деятельностью, а безналичные платежи доминируют. Опасения, что все перейдут на наличные, не оправдались в прошлом году. Маркетплейсы, уходя в страны с низкими налогами, всё равно будут платить НДС за операции с казахстанскими потребителями. С 2026 года электронные площадки будут ежеквартально предоставлять данные о торговцах. Платить налоги выгоднее, чем искать лазейки. Кыргызстан или Узбекистан не так просто принимают инвесторов, у них свои предприниматели. Мы проходили этот этап 20 лет назад с низкими ставками и патентами, но сейчас малый бизнес не хочет расти в крупный, а крупный дробит бизнес, чтобы остаться на упрощёнке. Поэтому мы возвращаем упрощённый режим для микро- и малого бизнеса, обслуживающего население. — Какие виды деятельности войдут в разрешённый список для упрощённого режима? — В упрощённый режим войдут виды деятельности, обслуживающие население: розничная торговля, магазины у дома, общепит, гостиницы, парикмахерские, СТО, дошкольное образование, аренда помещений. Рассматривается возможность оставить эти виды в упрощёнке. Направление — поддержка микро- и малого бизнеса, работающего с населением. Если бизнес работает с бизнесом (B2B), он должен перейти на общий режим для равной конкуренции. Упрощённая декларация выгодна тем, что не требует сложного учёта, но даже 4 процента налога с оборота иногда дороже, чем 20 процентов корпоративного подоходного налога с прибыли. Местные маслихаты смогут регулировать ставку налога от 2 до 6 процентов в зависимости от региона и вида деятельности. Например, в аулах ставка может быть 2 процента, а в городах — 4 процента. — Откуда взялся запретительный список ОКЭД на 990 видов деятельности, вызвавший столько шума? — Возможно, этот список был рабочим вариантом, который утёк в сеть. Окончательный список будет включать около 300 разрешённых видов деятельности из 1111 ОКЭДов. Многие виды, такие как добыча угля или госуправление, априори не могут быть в упрощённом режиме. Из 2 миллионов субъектов на упрощёнке останется около 1,5 миллиона, обслуживающих население. Остальные 500 тысяч уже частично работают в общем режиме. Исключение вычетов по упрощённой декларации предотвратит дробление бизнеса и арбитраж. — Что делать бизнесу, например, козьей ферме, работающей в B2B, если она не попадает под упрощённый режим? Их объемы и маржинальность не позволяют переходить на общий налоговый режим и таких бизнесов в Казахстане очень много. — Для сельхозпроизводителей, таких как козьи фермы, есть спецрежим со льготами до 70 процентов по налогам. Крестьянские хозяйства могут работать с бизнесом без ограничений, поставляя продукцию в магазины или рестораны. Изменения касаются только B2B-взаиморасчётов по упрощённой декларации. Если бизнес не может работать в общем режиме из-за низкой маржинальности, это вопрос бизнес-модели. Налоги взимаются с прибыли, и экономия на них не равна прибыли. Бизнес, работающий в убыток, изначально обречён, независимо от налогов. — Будут ли проверять мелких торговцев, например, бабушек, продающих семечки? — Честно скажу, бабушек с семечками никто трогать не будет. Мы ориентируемся на случаи с большим количеством переводов — 100 переводов в месяц от разных лиц в течение трёх месяцев. Такие операции считаются предпринимательской деятельностью, и мы ставим вопрос о регистрации в качестве ИП с уплатой налогов по упрощёнке. Но до бабушек мы точно не опустимся. — Как банки передают данные в КГД, и где границы банковской тайны? Банковская тайна защищена законом. Банки передают данные только в предусмотренных случаях: переводы, связанные с предпринимательской деятельностью, и остатки на счетах для всеобщего декларирования. Четвёртый этап декларирования для граждан с доходами только от зарплаты отменили, так как эти данные видны через работодателей. Декларация обязательна при покупке имущества на сумму свыше 20 тысяч МРП (около 78 миллионов тенге), чтобы сверить доходы и расходы. — Почему дошкольное образование включено в упрощённый режим, а школьное — нет? — Государственные и частные школы должны быть в равных условиях, поэтому частные школы платят корпоративный подоходный налог, как и государственные. В дошкольном образовании много частных детских садов, часто небольших, поэтому их оставили в упрощёнке. Дополнительное образование — репетиторы, секции — тоже, скорее всего, останется в упрощённом режиме. — Где предприниматели могут высказать предложения по списку ОКЭД? — Предложения можно направить через НПП «Атамекен», которая собирает пожелания бизнеса, или через портал открытых НПА, где список будет опубликован для обсуждения в течение двух недель. После этого будет принято постановление правительства, но список останется гибким, чтобы добавлять или исключать виды деятельности. Обсуждения продолжатся и после 1 января. Справка: 26 сентября министерство национальной экономики опубликовало списки видов деятельности, так называемых ОКЭД, которым запретят работать по «упрощёнке» с 2026 года. Казахстанцы могут внести свои предложения на портале открытых НПА. — Почему реформа выглядит как удар по малому бизнесу и населению, а не по крупному бизнесу? — Мы работаем с крупным бизнесом, включая проверки и контроль переводов за рубеж от 50 тысяч долларов. Крупные налогоплательщики, а их около 1300, платят значительные суммы, но это не афишируется. Мы участвовали в возврате активов на 1 триллион тенге вместе с Генпрокуратурой. Малый бизнес (1,9 миллиона субъектов) громче из-за своей численности, но это не значит, что крупный бизнес не проверяется. Возможно, нам стоит больше информировать о результатах проверок крупных налогоплательщиков без раскрытия персональных данных. — Как обстоят дела с налогами для блогеров? — Часть блогеров согласилась с нашими доводами и уплатила налоги, некоторые в судебных процессах, другие проходят налоговые проверки. Блогеры — обычные налогоплательщики. Если их расходы — дорогие автомобили и недвижимость — не подтверждаются доходами в декларациях, возникают вопросы. ОКЭД для блогеров пока не определён, но, скорее всего, они останутся в упрощёнке с налогом 4 процентов. Намерения «задушить» их 16 процентами НДС или 10 процентами ИПН нет. — Какие послабления есть в новом налоговом кодексе? — Розничная или оптовая реализация алкогольной продукции, предприниматели платили лицензионный сбор при получении лицензии, а потом ежегодно платили за то, что них есть эта лицензия. Эту лицензию отменили. Снижение налога на транспорт, введены коэффициенты по налогу на транспорт. Для авто старше 10 лет — коэффициент 0,7, то есть, на 30 процентов сумма налога уменьшается, старше 20 лет — 0,5, то есть, сумма налога уменьшится вдвое меньше. Например, для всех граждан увеличился базовый налоговый вычет при исчислении индивидуального подоходного налога. Сейчас он 14 МРП, со следующего года будет 30 МРП. Я объясню: к примеру, зарплата — 200 тысяч тенге, из них 20 тысяч уходит на пенсионные отчисления, из оставшихся 180 тысяч тенге со следующего года вычитаем 30 МРП (117 960 тенге) остается 62 040 тенге, которые и будут облагаться налогами. Если раньше у вас облагалось налогом 117 960 тенге, то сейчас налогом будет облагаться 62 040 тенге. Разницу получат граждане. Освобождение пенсионных выплат от подоходного налога. Пенсионные накопления, которые будут сниматься с пенсионного фонда, не будут облагаться подоходным налогом со следующего года. Для лиц с инвалидностью 1-й и 2-й групп сделали вычет в размере до 5000 МРП (20 миллионов тенге). То есть их доходы также не будут облагаться подоходным налогом. Для лиц с инвалидностью 3-й группы оставили счет до 882 МРП (3 468 024 тенге). — Сколько денег принесёт налоговая реформа? — По прогнозам Миннацэкономики, реформа принесёт дополнительно 3–5 триллионов тенге ежегодно. Утверждения о «дыре» в 10 триллионов тенге неверны — таких расходов в бюджете нет. — Что сказать населению и бизнесу, которые переживают из-за реформы? — Бизнесу, который не попадёт в разрешённый список ОКЭД, нужно уже сейчас перестраивать бизнес-процессы, чтобы быть готовыми к 1 января. Для населения повышение цен будет, но незначительное — 2–3 процента, а не в разы. Текущий рост цен связан с тарифами на топливо и коммунальные услуги, а не с налогами. Бизнес, который подготовится, займёт свою нишу, а неподготовленный может потерять позиции. — Не боитесь, что на КГД обрушится хейт за рост цен, вызванный не только налогами? — Мы отвечаем за действия, связанные с налоговым кодексом. Руководство объективно оценивает ситуацию, и я не думаю, что весь хейт за рост цен, вызванный тарифами на топливо или коммунальные услуги, ляжет на нас. Если будут ошибки в налоговом кодексе, мы готовы нести ответственность. Но за рыночные факторы, такие как повышение цен, нас винить не будут. Мы — госслужащие, работаем по процедурам. — Как гражданам из отдалённых посёлков достучаться до КГД с предложениями или жалобами? — Есть платформа E-Otinish, соцсети КГД (Instagram, Facebook), территориальные управления госдоходов, открытые для приёма без ограничений. Можно обращаться в Миннацэкономики, которое определяет политику, или в Минфин, отвечающий за администрирование. НПП «Атамекен» трепетно относится к предложениям бизнеса, сортирует их и передаёт нам. Без мнения НПП и экспертов мы не делаем шаги, понимая, что они представляют интересы общества и бизнеса. Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале Tengri TV. Источник: Tengrinews Фото: Tengrinews.kz Последние новости:
|
Ещё новостиСамые читаемые:
Самые обсуждаемые:
|
| Реклама на сайте | Контакты | Наши клиенты | сейчас на сайте 341 чел. | ||||
| © 2006-2025 ТОО"Электронный город" Дизайн Алексенко А. | |||||||
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.