В 2008 году на свет появится первый казахстанский локомотив. В дальнейшем локомотивосборочный завод, чье строительство продолжается сегодня близ Астаны, будет выпускать до 100 машин в год.
По мнению главы госхолдинга «Самрук» Сауата Мынбаева, такие темпы сборки техники позволят говорить не только о полном обновлении отечественного парка, но и об экспорте железнодорожной продукции в страны СНГ.
Напомним, что обновление локомотивного состава страны началось с заключения в 2004 году контракта на покупку дизель-генераторных установок между национальной компанией «Казахстан темир жолы» и американской General Electric. Новые двигатели продлили жизнь отечественным локомотивам еще советской закалки на 18 лет – 127 модернизированных единиц техники уже работает на железных дорогах Казахстана.
Преимущества обновления локомотивов видны с первого километра пути – новый двигатель позволяет существенно сократить расход топлива, а также значительно увеличивает мощность машины. Модернизация касается и системы управления локомотивом – компьютер, установленный в кабине машиниста, собирает информацию с датчиков и сразу определяет малейшую неисправность в работе поезда. Таким образом, время ремонта существенно сокращается, что в дальнейшем позволит численно уменьшить локомотивный парк, не теряя прежнего объема перевозок. Кстати, экономия средств на ремонт и эксплуатацию локомотивов достигает 32 млн тенге в год, и это только с одной единицы обновленной техники.
Пока модернизированные локомотивы ходят только по железным дорогам Западного Казахстана. Именно сюда в 2004 году приехала первая обновленная машина. Сейчас руководство железнодорожной компании планирует запустить локомотивы с американскими двигателями по другим регионам республики.
Между тем открытие в 2008 году локомотивосборочного завода позволит стране полностью заменить парк «движущей составы» техники. Согласно лицензии на сборку, выкупленной «КТЖ» у американцев, новые локомотивы будут ездить на двигателях последнего поколения Evolution.
Прежде всего, в Казахстан будут завезены 10 готовых американских локомотивов. А с 2008 года, когда астанинский завод начнет собственное производство, американцы импортируют в страну комплекты для сборки 300 локомотивов. Первый контракт подписан на сумму в 680 млн долларов, а стоимость всей договоренности равняется миллиарду долларов. Кстати, строительство самого предприятия оценивается в 63 млн долларов, а цена одного локомотива не превысит 3 млн долларов.
Однако любой проект, особенно столь инновационного характера, как этот, должен оцениваться экспертами весьма тщательно. Техническая состоятельность, реализуемость проекта, его окупаемость – перед аналитиками «Самрука» стояло много вопросов. На сегодняшний день, по утверждению главы госхолдинга Сауата Мынбаева, практически все они решены. Техническая реализуемость проекта подтвердилась после визита председателя правления госхолдинга на Шуйский локомотиворемонтный завод, который уже три года «переделывает» локомотивы по американской технологии:
– Разговор со специалистами дает определенные надежды, проект, скорее всего, состоятелен, – отметил он на брифинге в рамках рабочего визита. – Тем более, что ряд локомотивов с использованием ключевых комплектующих от General Electric успешно эксплуатируется на железных дорогах Казахстана. Конечно, можно было бы, как и раньше, закупать машины вчерашнего дня в России или Китае, к примеру. Но лучше, и это является более существенным вкладом в отечественную экономику, производить новые локомотивы на заводе в пределах страны.
Если объем производства первого казахстанского локомотивосборочного завода, как и планировалось, составит 100-150 единиц техники ежегодно, то потребность страны в этих машинах будет удовлетворена уже через несколько лет. А тогда перед Казахстаном встанет вопрос экспорта своей продукции. Таким образом, по мнению главы госхолдинга, о механизмах продажи отечественных локомотивов на рынках соседних стран необходимо задумываться уже сегодня.
Айгуль КИСЫКБАСОВА
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.