|
Казахстанские новостиЗаправские дельцы (06.08.2008, 08:28), просмотров: 2048Казахстанцы на горьком опыте давно убедились в том, что бизнес в нашей стране делается далеко не по рыночным законам. Сейчас это особенно прочувствовали автовладельцы и рынок ГСМ, если его можно назвать таковым. Ни на одной заправке Казахстана, за исключением единичных случаев, в бак автомобиля не попадает топливо, которое бы соответствовало желаемому октановому числу. Поэтому в нашей стране водители давно привыкли на «саночках» не только кататься, но и периодически толкать их до ближайшей мастерской. В развитом мире низкое качество товара и обслуживания для недобросовестного предпринимателя чревато банкротством, ведь потребитель всегда голосует кошельком. В Казахстане это золотое правило рынка не срабатывает, поскольку отсутствует более качественная альтернатива. В частности, это касается выбора АЗС. Проштудировав самые популярные интернет-форумы, опросив водителей и пообщавшись с обществами по защите прав потребителей, мы убедились в том, что в нашей стране легче назвать заправку, после посещения которой реже всего плюются как сами водители, так и их железные кони. Меньше всего плюются, по народному мнению, на заправках Mobil и «ЛУКОЙЛ», где торгуют исключительно иностранным бензином. На второе место по качеству топлива претендуют заправки SinOil и «КазМунайГаз». Отличие серебряных призеров не в исключительно высоких характеристиках товара, а в постоянстве его невысокого качества. Но с покупкой продукции Атырауского НПЗ в Казахстане уже давно проблемы – заправиться на АЗС «КазМунайГаз» могут только обладатели талонов. Все остальные, кого мы не назвали, включая самую разветвленную сеть АЗС «Гелиос», давно потеряли авторитет безупречности в глазах потребителей. Сегодня очень сложно оценить по достоинству и в лабораторных условиях качество топлива, реализуемого на отечественных заправках. Автомобиль автомобилю рознь. Один на 80-м бензине без проблем тысячи километров пройдет, другой на 96-м тут же зачихает. Поэтому единственный способ расставить точки над «i» – лабораторный анализ проб топлива. Но с этим сегодня проблемы – действует мораторий на проверки субъектов предпринимательства, поэтому АЗС продают «бодягу» под хорошим прикрытием. Кстати, на нескольких СТО по ремонту топливной системы констатировали, что за последние 1,5–2 месяца количество клиентов увеличилось в разы: владельцы машин уже приезжают не только для замены топливных фильтров и свечей зажигания, но и для капитального ремонта двигателя. Причина все та же – низкое качество бензина с большим количеством присадок, которые имеют свойство нагорать на работающих деталях двигателя. В итоге, платя огромные по казахстанским меркам деньги за плохой бензин, водители наказывают себя дважды: сначала карманы опустошаются на заправках, затем – на СТО. В истории Казахстана еще не было ни одного судебного прецедента, в ходе которого хотя бы одна АЗС «заплатила по счетам» своим клиентам. Общества по защите прав потребителей даже не берутся за такие дела, поскольку доказать факт недобросовестно оказанной услуги относительно низкого качества бензина практически невозможно. Вот что о бензиновой проблеме говорит президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Савченко: – Во-первых, не все АЗС дают клиентам чеки, а без них судебная тяжба невозможна. Во-вторых, недоказуемо, какой бензин оказался плохим – тот, что оставался в баке, или залитый на конкретно взятой заправке. Выдачей сертификатов соответствия на ГСМ в Алматы, например, занимаются всего два центра. Один из них на тендерной основе по госзаказу уполномочен еще и проверять реализуемый бензин на качество. Ясное дело, что в собственный колодец никто не плюнет. Мы пытались вместе с сертификационным центром проводить экспертизы бензина на соответствие октановому числу, но забор проб проводился в таких условиях, что результаты экспертиз без проблем были оспорены владельцами АЗС. В общем, никакого контроля за качеством топлива в Казахстане нет. Зато есть уполномоченный орган, который занимается лицензированием этого вида деятельности, антимонопольное ведомство. Я считаю, что контролем за ценой и качеством топлива, как стратегического вида товара, должно заниматься государство. Но государственным мужам пока не до народных проблем – они заняты скорейшим приближением цен на основные виды товаров к общемировым, внедрением в стране экостандартов «Евро» и ограничением на ввоз в страну автомобилей старше семи лет. Главная забота чиновников – очистить казахстанские дороги от подержанных колымаг, которые, видите ли, дымят, коптят и портят картину всеобщего благополучия. Только вот одного наши уважаемые власть имущие понять не могут: после использования казахстанского бензинового суррогата даже короткое время из строя выйдет топливная система любого автомобиля. Делаем выводы, что спасение заправляющихся – дело рук самих заправляющихся. Поэтому «Литер» совместно с Независимым автомобильным союзом начинает акцию «За чистоту октановых рядов». По заявкам водителей мы составим «черный список» АЗС и проведем независимую экспертизу их продукции. Материал подготовили Александра АЛЕХОВА, Алматы, и собственные корреспонденты «Литера», фото Сергея ХОДАНОВА Последние новости:
|
Комментарии:
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.
grav1Ty (08.08.2008, 05:02)