Казахстанские новости

По самое не хочу (16.07.2008, 08:29), просмотров: 2041

По самое не хочу
Пока в правительстве благодушно обсуждают свои будущие хорошие результаты в сражении с инфляцией, в стране резко запахло керосином. Точнее бензином. За выходные дни на всех автозаправках страны цена топлива поднялась на 6–15 тенге. Такого в Казахстане еще не было. Подобный скачок цен говорит либо о гиперинфляции, либо о беспрецедентном ценовом сговоре – спекуляции национального масштаба.

 
Не так давно два видных государственных сановника, министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев и министр индустрии и торговли Владимир Школьник, чуть ли не хором объявили о том, что у государства наконец появляется реальная возможность регулировать ценовую политику на ГСМ по причине переориентирования профильного рынка.

С момента выкупа контрольного пакета нефтедобывающей компании АО «МангыстауМунайГаз» у индонезийской фирмы Central Asia Petroleum Ltd государство в лице Национальной компании «КазМунайГаз» полностью берет под контроль Павлодарский нефтехимический завод. А если учесть, что 87 процентов акций еще одного нефтеперерабатывающего гиганта –Атырауского НПЗ – также находятся под управлением нацкомпании и вдобавок КМГ имеет серьезную долю акций в Шымкентском ОАО «Петро Казахстан Ойл Продакс» (бывший ШНОС), то действительно можно говорить о наступлении эры госмонополии на производимый и реализуемый этими заводами продукт.
Что касается объемов производства, то дефицита с ГСМ в стране быть не должно в принципе. С 2006 года китайско-казахстанское СП «Петро Казахстан Ойл Продакс» перерабатывает 4 миллиона тонн нефтепродуктов в год. Примерно аналогичные показатели у атыраусцев – 3, 7 миллиона тонн в год и у павлодарцев – 3, 5 миллиона тонн бензина и дизельного топлива.

И вот в конце прошлой недели сделка по возвращению Павлодарского нефтеперерабатывающего завода в лоно государства благополучно состоялась. И еще не успели просохнуть чернила на документах, как рынок отреагировал на это новшество весьма странным образом: на всех пяти тысячах казахстанских АЗС цены поднялись от 5 до 15 процентов.
Никаких официальных комментариев со стороны ни «КазМунайГаза», ни первых руководителей отраслевых министерств пока не поступало. Хотя версия о невиданном до сей поры ценовом сговоре уже была публично озвучена как антимонопольщиками, так и их коллегами – представителями Межрегиональной инспекции агентства РК по защите конкуренции.
Сами же торговцы бензином и дизельным топливом в своих скупых комментариях предпочитают традиционно ссылаться на дефицит горючего.

Насчет дефицита, как мы уже выяснили, вопрос, как минимум, спорный. Кроме того, все три отечественных завода на сегодняшний день работают по вертикально интегрированной схеме, то есть, говоря проще, «от скважины до АЗС». Есть у каждого завода и свои любимые дистрибьюторы, и официальные представители. Например, у Павлодарского НПЗ это компания «Гелиос», у шымкентцев – ТОО «Бейбарс Ойл», у атыраусцев – торговый дом «КазМунайГаз» с брендовой системой одноименных АЗС.

До сего дня никто из них (как, впрочем, и другие крупные игроки рынка нефтепродуктов, такие как Globail Oil, SinoOil, «Достык АЗС» (PSP) и прочие, вроде бы никак не связанные между собой компании) на такую проблему не жаловался. Мало того, руководство Атырауского НПЗ даже сетовало на затоваривание резервуарного парка нефтепродуктов и намекало на возможность увеличения количества дистрибьюторов. А руководство ПНПЗ отрапортовало, что перед своей остановкой на плановый ремонт (завод действительно был остановлен 17 июня) предприятие полностью насытило потребности торговцев нефтепродуктами на два месяца вперед. Так что появившиеся в обществе слухи о том, что причиной столь резкого скачка цен является простой павлодарских нефтеперерабатывающих мощностей, скорее всего, безосновательны.

И тогда на первый план выходит версия вторая – общереспубликанский ценовой сговор (а в том, что он имел место быть, сомневаться уже не приходится) произошел с ведома, а то и негласного дозволения самого государства и уполномоченной национальной компании. Косвенным подтверждением этого можно считать и тот факт, что, в отличие от прошлых лет, когда денежный поток от цепочки «завод – АЗС» ( а это с учетом сопутствующих услуг составляет не менее трех миллиардов долларов США в год) оседал в карманах как бесконечно меняющихся собственников НПЗ, так и вереницы посредников, теперь, с укрупнением рынка, ситуация меняется коренным образом.

Период якобы «бесконтрольности» постепенно сменяет период, когда одни очень четко знают кому и сколько отгружать, а другие имеют полное представление, по какой розничной цене в конечном итоге реализовывать товар, чтобы и «кураторы» от правительства не обиделись, и себе малую толику дохода оставить. Ну а полученную от взвинтившихся цен сверхприбыль можно в конечном итоге пустить на затыкание бюджетных прорех (это в худшем случае, и то, если «наверху» сильно настаивать будут) или попросту оставить «на развитие» (что предпочтительнее).

Повторяю, что все это – версии. Те, от кого зависит их подтверждение или опровержение, пока выдерживают многозначительную паузу. А может быть, уже все сказано и мы столкнулись с первым симптомом того «государственного регулирования цен на нефтепродукты», о котором, собственно, и говорили недавно господа министры.

Евгений КОСЕНКО, Алматы



Последние новости:



Комментарии:



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.


Zhasik  (16.07.2008, 11:18)

У нас в строне какойта беспридел в мировом рынке нефть подешивел на 6 доллоров а у нас она наобарот подорожал

Ещё новости

Выживший в крушении...
Пассажир потерпевшего крушение под казахстанс...
Ужесточена ответств...
Президент подписал Закон, ужесточающий ответс...

Ёрш
100 дорог

Рублевый, обменный пункт

Предлагает:
Обмен валют
Выбирая лучший курс, вы можете доверять надежности...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 173 чел.
© 2006-2025 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.