Идеи и технологии

Катера-дельфины выходят на старт подводных скачек (22.01.2007), просмотров: 4904

Катера-дельфины выходят на старт подводных скачек
Представьте: два пилота внутри большого "дельфина" набирают скорость 80 километров в час и ныряют под воду. Через несколько секунд их машина поднимается в воздух и перепрыгивает через барьер, возвышающийся над водой. Тут же следует головокружительный вираж и... В общем, так будет выглядеть соревнование по новому виду спорта!

О "скачках" на катерах-дельфинах, проходящих на большой скорости по специальной трассе с препятствиями на воде, под водой и в воздухе, мечтают хозяева американской компании Innespace Productions Роб Иннес (Rob Innes) и Дэн Пьяцца (Dan Piazza). Для гонок они построили новую модель ныряющего катера — SeaBreacher, что в вольном переводе означает "Буравящий море".


Это машина обладает положительной плавучестью, но благодаря нижним плавникам (регулируемым подводным крыльям) SeaBreacher ненадолго может уходить под воду или совершать прыжки над водой, так, как это делают настоящие дельфины.

Двухместный скоростной ныряющий катер Innespace SeaBreacher. Нижние "плавники" этого "дельфина" при подводном движении играют роль «крыльев наоборот» — не дают всплыть аппарату, который, вообще-то, легче воды (фото Innespace).

Двухместный скоростной ныряющий катер Innespace SeaBreacher. Нижние "плавники" этого "дельфина" при подводном движении играют роль «крыльев наоборот» — не дают всплыть аппарату, который, вообще-то, легче воды (фото Innespace).

Журнал Time недавно назвал SeaBreacher одним из лучших изобретений 2006 года, что вызвало возмущение в компании NoLand, где утверждают, что Роб и Дэн, мол, незаконно тиражируют "подделку".

И вот тут надо пояснить, что изобретатель так называемых "бионических дельфинов" (Bionic Dolphin) или ныряющих аппаратов на подводных крыльях (variable attitude submersible hydrofoil — VASH) — это американец Томас Роуи (Thomas Rowe). Патент и права на изготовление "дельфинов" принадлежат ему и, автоматически, его компании NoLand. Как разберутся в юридических тонкостях эти две компании — бог весть. Да это сейчас и не столь важно.

Sweet Virgin Angel резвится так, что можно залюбоваться (фотографии Innespace).

Sweet Virgin Angel резвится так, что можно залюбоваться (фотографии Innespace).

Справедливости ради скажем: Innespace не претендует на изобретение технологии VASH как таковой и на своём сайте честно упоминает Роуи как автора первого в мире бионического дельфина. А аппараты Innespace — это всё же самостоятельные проекты, создавая которые инженеры Innespace отталкивались от идеи, высказанной некогда Томасом.

Ранее мы подробно рассказывали о бионических дельфинах, истории их появления, их устройстве и возможностях, о самом Роуи и его последователях из Innespace. Тогда Томас вроде вполне мирно сотрудничал с Робом и Дэном. Позже мы сообщали, что Роуи выпускает своих дельфинов в продажу.

А теперь в ряде изданий развернулась шумиха вокруг аппарата его конкурентов.

Дэн и Роб рядом с двумя своими моделями ныряющих катеров — SeaBreacher и Sweet Virgin Angel (фото Innespace).

Дэн и Роб рядом с двумя своими моделями ныряющих катеров — SeaBreacher и Sweet Virgin Angel (фото Innespace).

Так или иначе, даже если между двумя производителями аппаратов типа VASH и пробежала кошка — их изделия остаются образцами одного из самых необычных транспортных средств XXI века. Потому давайте перейдём к самой технике.

Бионические дельфины внешне действительно напоминают этих симпатичных морских млекопитающих, однако заметно крупнее размером.

Особенно это справедливо в отношении самой свежей модели компании Innespace. Двухместный SeaBreacher на 50% крупнее и на 20% тяжелее предыдущего аппарата той же компании — одноместного катера "Сладкий девственный ангел" (Sweet Virgin Angel).

Фонарь на бионических дельфинах сдвигается назад. На левом фото хорошо виден воздухозаборник на задней кромке верхнего "плавника" этих стеклопластиковых "зверей" (фото Innespace).

Фонарь на бионических дельфинах сдвигается назад. На левом фото хорошо виден воздухозаборник на задней кромке верхнего "плавника" этих стеклопластиковых "зверей" (фото Innespace).

Длина SeaBreacher составляет чуть менее 4,9 метра. В движение катер приводит табун из 175 "лошадок", запряжённых в морской роторно-поршневой мотор фирмы Atkins. Это, со слов представителей компании, позволяет развивать скорость около 70 километров в час (при этом авторы двухместного дельфина не приводят его точные "тактические" данные).

Гоночная версия SeaBreacher получит тот же ДВС, но с механическим нагнетателем, так что мощность вырастет до внушительных 240 лошадиных сил. Можно предположить, что максимальная скорость в этом случае составит 75-80 километров в час. Заметим, все приведённые цифры относятся к движению по поверхности воды. При полном погружении максимальная скорость падает раза в полтора.

SeaBreacher в гоночной раскраске — с номером на боку (иллюстрация Innespace).

SeaBreacher в гоночной раскраске — с номером на боку (иллюстрация Innespace).

Да, гонки на этих катерах обещают стать ярким зрелищем. Представьте себе полёт на малой глубине под водой (несколько десятков сантиметров), когда волны омывают лобовое стекло бионического дельфина, а над водой остаётся его плавник. Вообразите выполнение на воде "бочки" — фигуры высшего пилотажа.

А стоит немного двинуть ручку управления — и катер нырнёт на глубину до нескольких метров. Во время погружения заборное отверстие в верхнем плавнике, играющее роль шнорхеля, автоматически перекрывается, и ДВС получает воздух из буферного баллона, которого хватает приблизительно на 20 секунд подводного полёта. После этого катеру, словно живому дельфину, нужно будет сделать вдох.

Корпус аппарата сделан из полимерных сот, покрытых стекловолокном. Интересно, что сверхпрочный стеклянный фонарь SeaBreacher 12-миллиметровой толщины заимствован у новейшего истребителя F-22 Raptor.

Аппараты этого типа были созданы для развлечения. Но теперь их производители мечтают о развитии нового вида спорта (фото Innespace).

Аппараты этого типа были созданы для развлечения. Но теперь их производители мечтают о развитии нового вида спорта (фото Innespace).

Кстати, масштабировав "Сладкого девственного ангела", компания ввела замечательное усовершенствование. В нижней части кокпита SeaBreacher, в районе ступней пилота, находятся небольшие окна — чтобы водитель этого технического чуда мог избегать подводных препятствий (хотя на большой скорости от такого нижнего обзора, полагаем, толку будет мало) и просто для усиления впечатлений от подводного полёта.

Герметичность кабины обеспечивает та же система, что придаёт герметичность кабине истребителя. А если при движении с открытым фонарём (это тоже допустимо) волна захлестнёт кабину катера, в дело вступят три независимых насоса, откачивающих воду из салона.

Дэн Пьяцца говорит, что пока его компания не намерена продавать свои машины широкой публике. Но зато она собирается организовать лигу гонок на бионических дельфинах и устраивать соревнования нескольких таких машин.

Мы полагаем, что если Innespace всё-таки помирится с NoLand, соревнования могут стать по-настоящему зрелищными.



Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости


Iteca 2024
100 дорог

ГЕРМЕС 2, Обмен валют

Предлагает:
Золотые слитки
Мерные слитки аффиниро ванного золота – это высок...
Обмен валют
Выбирая лучший курс, вы можете доверять надежности...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 199 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.