Городские новости

Ректор ПГУ рассказал о своем отношении к реформам МОН РК (09.03.2017, 12:07), просмотров: 5762

Ректор ПГУ рассказал о своем отношении к реформам МОН РК
Ректор ПГУ им. С. Торайгырова Арын Орсариев рассказал о своем отношении к реформам МОН РК, передает корреспондент pavlodarnews.kz.

- Арын Амангельдиевич, в эти дни бурно обсуждаются вопросы касательно предполагаемых изменений в учебных программах Казахстана. Особые эмоции, в социальных сетях в частности, вызвали реформы относительно казахского языка и литературы в образовательных учреждениях республики. Хотелось бы услышать ваши комментарии по этому поводу.

- Во-первых, относительно казахского языка и литературы никаких негативных изменений по этим дисциплинам в ПГУ им. С. Торайгырова не планируется, - говорит ректор. - Кафедра казахской филологии продолжает готовить квалифицированные кадры по специальностям «Казахская филология» и «Казахский язык и литература». Мало того, помимо бакалавриата и магистратуры, готовимся к открытию докторантуры по этим направлениям. Также, в вузе работает межфакультетская кафедра казахского языка, готовится к открытию Институт истории и культуры Казахстана.

Вообще, говоря о языковой ситуации в обществе, хотел бы представить такую статистику. В Павлодарской области в 1991 году на начальном уровне казахского языка говорили порядка 21% населения. Сейчас - более 60%. На русском языке в 1991 году говорили 98%, сейчас 97%. На начальном уровне английского языка сегодня в Павлодарской области разговаривают около 5% населения. То есть, уровень языкового капитала вырос со 119% в 1991 году до более 162% в настоящее время. Да, знание языков – это большой капитал.

И я думаю, любящие родители просто обязаны вкладывать этот капитал в своих детей, а через них - в прогрессивное будущее нашей страны. В этой связи, считаю абсолютно правильным решением внедрение в школах республики предметов на трех языках. Нам необходимо усиливать развитие казахского языка через подготовку спецпредметов, в первую очередь для того, чтобы казахский язык как можно скорее стал активным языком коммуникации.

Русский - это язык доступа к знаниям на этом языке и в Казахстане его очень хорошо знают. Английский язык в 21 веке - это не роскошь, а необходимость, так как именно английский - это язык мировой науки во всех сферах и язык международной коммуникации. Понимаю, что это потребует напряжения и переобучения от сотен и даже тысяч педагогов. Мне кажется, что это сложно, но можно.

- В таком случае, может Вы выскажете своё мнение и по другим, не менее актуальным изменениям в сфере образования?

- С удовольствием, могу по порядку. Касаемо сокращения летних каникул для школьников, думаю, одним из аргументов является несоответствие сроков отпуска родителей и летних каникул, что отражается в росте подростковой преступности, - считает Арын Орсариев. - Стоит также учесть, что зимой часто отменяют занятия из-за погодных условий, и количество непройденного материала увеличивается. Да и за лето, согласитесь, немудрено забыть многое из пройденного весной. Так что такой шаг я в целом поддерживаю, хотя понимаю, что не всем школьным учителям это нравится. И, кстати, пойдя навстречу их пожеланиям, летние каникулы сократили совершенно ненамного.

Далее - сокращение часов на выполнение домашних заданий. Согласно исследованиям организации экономического сотрудничества и развития, от многочасовых выполнений заданий дома дети мало прогрессируют. Теряя время, не успевают ходить на спортивные секции и в творческие кружки. Я, как родитель, поддерживаю!

Ещё одной обсуждаемой темой стала модернизация вопросов ЕНТ. Считаю, что вопросы тестов не должны стимулировать механическое запоминание, а должны способствовать умению мыслить, иногда не стандартно. Мы повышаем тем самым функциональную грамотность. Всё верно. Про упоминание отдельных персонажей в новых вопросниках ничего говорить не буду. Это легко изменяемо. Лично я, как активный пользователь соцсетей, уже устал от постоянного навязывания историй про них.

Далее - либерализация ГОСО (государственный общеобязательный стандарт образования) высшего образования и исключение ряда предметов из числа обязательных, в том числе политологии, социологии, экологии и др. Это были предложения Совета ректоров. Лично мы в своем вузе практически все эти предметы оставили.

При этом я за изменение формата преподавания Истории Казахстана в вузах. Этот предмет учат в школах и проверяют на ЕНТ. Вполне резонно возникает вопрос, зачем повторять пройденное повторно? Логично будет, если в вузах студенты будут больше уделять внимания современной истории. Возможно, такое изменение может привести к сокращению штатов исторических кафедр, и вполне понятно, почему некоторые узкие специалисты не поддерживают таких новшеств.

Активно обсуждается и либерализация обязательных критериев остепененности вузов в пользу расширения доступа магистров. Благодаря возможности преподавания магистрами, в числе которых, кстати, много талантливых и результативных работодателей, специалистов-практиков, повысится сам эффект преподавания, плюс решится актуальная проблема «старения кадров» в системе образования за счёт дополнительного притока молодых преподавательских кадров. Надо сказать, что в ряде университетов республики такая либерализация уже привела к положительным результатам.

Ну и, как руководитель вуза, ориентированного на развитие предпринимательства, как среди студентов, так и профессорско-преподавательского состава, не могу не отреагировать и на изменение формата финансирования науки с обязательным добавлением вложений доли от бизнеса. На науку ежегодно направляются десятки миллиардов долларов, а в результате инновационная составляющая экономики растет медленно. При этом реформы вызвали очень большой ажиотаж, зачастую нескрываемое неприятие. Хотя все эти шаги обсуждались с профессиональным сообществом, в том числе и с ректорами вузов, причём за прошедший год уже не менее 10-ти раз.

Одним словом, недопониманий еще очень много. Полагаю, причина в том, что министерство взялось за очень большой блок реформ одновременно, сразу. Много еще недоработанной нормативной базы. Но в целом, как я уже говорил, я поддерживаю все вышеуказанные направления. Сейчас нововведения в системе образования республики, обсуждавшиеся в 2016 году, начали вноситься в законодательство.

Изменяющаяся правовая база вызывает и еще вызовет различную реакцию. Одним из хороших признаков этих реформ является то, что она идет публично. Видны дискуссии. Видны несогласные. Видно министерство. Будет правильно, если все мы, отбросив эмоции и негативное отношение к переменам, будем продолжать работать над развитием отечественного образования и не стоять на месте, боясь выйти из сомнительной зоны комфорта.

pavlodarnews.kz


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Строительство павло...
Будущий развлекательный комплекс сможет прини...
Правовой час провел...
Стражи порядка рассказали о видах наказания, ...

Ёрш
ARX security

Экспресс, Обмен валют

Предлагает:
Продажа золотых сли...
Золотые слитки представлены в четырех разновид нос...
ул. Каирбаева, 69
Обмен валют:* доллар,* евро,* российский рубль. Зо...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 491 чел.
© 2006-2025 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.