|
Городские новостиРектор ПГУ рассказал о своем отношении к реформам МОН РК (09.03.2017, 12:07), просмотров: 5359Ректор
ПГУ им. С. Торайгырова Арын Орсариев рассказал о своем отношении к
реформам МОН РК, передает корреспондент pavlodarnews.kz. - Арын Амангельдиевич, в эти дни бурно обсуждаются вопросы касательно предполагаемых изменений в учебных программах Казахстана. Особые эмоции, в социальных сетях в частности, вызвали реформы относительно казахского языка и литературы в образовательных учреждениях республики. Хотелось бы услышать ваши комментарии по этому поводу. - Во-первых, относительно казахского языка и литературы никаких негативных изменений по этим дисциплинам в ПГУ им. С. Торайгырова не планируется, - говорит ректор. - Кафедра казахской филологии продолжает готовить квалифицированные кадры по специальностям «Казахская филология» и «Казахский язык и литература». Мало того, помимо бакалавриата и магистратуры, готовимся к открытию докторантуры по этим направлениям. Также, в вузе работает межфакультетская кафедра казахского языка, готовится к открытию Институт истории и культуры Казахстана. Вообще, говоря о языковой ситуации в обществе, хотел бы представить такую статистику. В Павлодарской области в 1991 году на начальном уровне казахского языка говорили порядка 21% населения. Сейчас - более 60%. На русском языке в 1991 году говорили 98%, сейчас 97%. На начальном уровне английского языка сегодня в Павлодарской области разговаривают около 5% населения. То есть, уровень языкового капитала вырос со 119% в 1991 году до более 162% в настоящее время. Да, знание языков – это большой капитал. И я думаю, любящие родители просто обязаны вкладывать этот капитал в своих детей, а через них - в прогрессивное будущее нашей страны. В этой связи, считаю абсолютно правильным решением внедрение в школах республики предметов на трех языках. Нам необходимо усиливать развитие казахского языка через подготовку спецпредметов, в первую очередь для того, чтобы казахский язык как можно скорее стал активным языком коммуникации. Русский - это язык доступа к знаниям на этом языке и в Казахстане его очень хорошо знают. Английский язык в 21 веке - это не роскошь, а необходимость, так как именно английский - это язык мировой науки во всех сферах и язык международной коммуникации. Понимаю, что это потребует напряжения и переобучения от сотен и даже тысяч педагогов. Мне кажется, что это сложно, но можно. - В таком случае, может Вы выскажете своё мнение и по другим, не менее актуальным изменениям в сфере образования? - С удовольствием, могу по порядку. Касаемо сокращения летних каникул для школьников, думаю, одним из аргументов является несоответствие сроков отпуска родителей и летних каникул, что отражается в росте подростковой преступности, - считает Арын Орсариев. - Стоит также учесть, что зимой часто отменяют занятия из-за погодных условий, и количество непройденного материала увеличивается. Да и за лето, согласитесь, немудрено забыть многое из пройденного весной. Так что такой шаг я в целом поддерживаю, хотя понимаю, что не всем школьным учителям это нравится. И, кстати, пойдя навстречу их пожеланиям, летние каникулы сократили совершенно ненамного. Далее - сокращение часов на выполнение домашних заданий. Согласно исследованиям организации экономического сотрудничества и развития, от многочасовых выполнений заданий дома дети мало прогрессируют. Теряя время, не успевают ходить на спортивные секции и в творческие кружки. Я, как родитель, поддерживаю! Ещё одной обсуждаемой темой стала модернизация вопросов ЕНТ. Считаю, что вопросы тестов не должны стимулировать механическое запоминание, а должны способствовать умению мыслить, иногда не стандартно. Мы повышаем тем самым функциональную грамотность. Всё верно. Про упоминание отдельных персонажей в новых вопросниках ничего говорить не буду. Это легко изменяемо. Лично я, как активный пользователь соцсетей, уже устал от постоянного навязывания историй про них. Далее - либерализация ГОСО (государственный общеобязательный стандарт образования) высшего образования и исключение ряда предметов из числа обязательных, в том числе политологии, социологии, экологии и др. Это были предложения Совета ректоров. Лично мы в своем вузе практически все эти предметы оставили. При этом я за изменение формата преподавания Истории Казахстана в вузах. Этот предмет учат в школах и проверяют на ЕНТ. Вполне резонно возникает вопрос, зачем повторять пройденное повторно? Логично будет, если в вузах студенты будут больше уделять внимания современной истории. Возможно, такое изменение может привести к сокращению штатов исторических кафедр, и вполне понятно, почему некоторые узкие специалисты не поддерживают таких новшеств. Активно обсуждается и либерализация обязательных критериев остепененности вузов в пользу расширения доступа магистров. Благодаря возможности преподавания магистрами, в числе которых, кстати, много талантливых и результативных работодателей, специалистов-практиков, повысится сам эффект преподавания, плюс решится актуальная проблема «старения кадров» в системе образования за счёт дополнительного притока молодых преподавательских кадров. Надо сказать, что в ряде университетов республики такая либерализация уже привела к положительным результатам. Ну и, как руководитель вуза, ориентированного на развитие предпринимательства, как среди студентов, так и профессорско-преподавательского состава, не могу не отреагировать и на изменение формата финансирования науки с обязательным добавлением вложений доли от бизнеса. На науку ежегодно направляются десятки миллиардов долларов, а в результате инновационная составляющая экономики растет медленно. При этом реформы вызвали очень большой ажиотаж, зачастую нескрываемое неприятие. Хотя все эти шаги обсуждались с профессиональным сообществом, в том числе и с ректорами вузов, причём за прошедший год уже не менее 10-ти раз. Одним словом, недопониманий еще очень много. Полагаю, причина в том, что министерство взялось за очень большой блок реформ одновременно, сразу. Много еще недоработанной нормативной базы. Но в целом, как я уже говорил, я поддерживаю все вышеуказанные направления. Сейчас нововведения в системе образования республики, обсуждавшиеся в 2016 году, начали вноситься в законодательство. Изменяющаяся правовая база вызывает и еще вызовет различную реакцию. Одним из хороших признаков этих реформ является то, что она идет публично. Видны дискуссии. Видны несогласные. Видно министерство. Будет правильно, если все мы, отбросив эмоции и негативное отношение к переменам, будем продолжать работать над развитием отечественного образования и не стоять на месте, боясь выйти из сомнительной зоны комфорта. pavlodarnews.kz Последние новости:
|
Ещё новостиСамые читаемые:
Самые обсуждаемые:
|
Реклама на сайте | Контакты | Наши клиенты | сейчас на сайте 322 чел. | ||||
© 2006-2023 ТОО"Электронный город" Дизайн Алексенко А. |
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.