"Приехали… - выдохнул профессор, поднимаясь с сиденья и поправляя помявшийся пиджак. – На такую странную защиту меня пригласили впервые. Дипломнику мало было заставить кататься в дурацком кресле с мигалкой! Так он ещё и отправил на нём меня в огромный короб! Ну и студенты нынче пошли... Творческие, гм, личности…"
Профессору, впрочем, всё равно – он профессор. А вот музейным работникам не всё равно. К ним намного чаще, чем к профессорам, пристают посетители выставок с вопросами о том "когда это нарисовано" и "из чего это сделано".
Но не этим они, посетители, страшны, а тем, что норовят облокотиться на витрины или тайком пощупать экспонаты, которые трогать нельзя. Давно пора прекратить это безобразие и заставить их смирно сидеть во время экскурсии, ибо нечего тут шастать! Музей это или что?
|
Прежде чем сажать на настоящее кресло настоящих профессоров, Никлас немного потренировался на его уменьшенной копии, созданной для безногих киборгов. Киборги были не против (фото с сайта cyberniklas.de). |
И вот только сейчас, когда карающая рука технического прогресса добралась, наконец, до музеев, всё это стало возможным благодаря новому художественному проекту под названием
Gallerydrive. Поясним: gallery – от слова "галерея", drive – от слов "прогулка" или "катание" (можно перевести также как "дисковод", но к делу это не будет иметь никакого отношения). Или "драйв". Короче, "Галерейный драйв".
Авторы проекта – художник Никлас Рой (Niklas Roy) и — арт-бригада под бесхитростным названием //////////fur////.
|
Вот так выглядит набросок проекта Gallerydrive в общем виде. Ничего не понятно, но выглядит классно (иллюстрация с сайта cyberniklas.de). |
Никласу, как человеку не понаслышке знакомому с выставочными делами, хорошо понятны тяжкие думы смотрителей музейных залов, ведь парень – выпускник Берлинского университета искусств (
Universität der Künste Berlin). И поэтому он решил им, да и не только им, облегчить жизнь.
|
Никлас считает, что кресло "Галерейного драйва" лучше всего представить публике именно в виде такой анимации. Что ж, не будем спорить с этой замечательной идеей молодого автора (анимация с сайта cyberniklas.de). | |
|
"Посетитель не имеет малейшего понятия о том, что, и уже тем более, как смотреть", — примерно такова идея проекта Gallerydrive, призванного исправить эту ситуацию.
Кураторам выставок и самим художникам иногда уж очень хочется, чтобы их работы как-то по-особому воспринимали или хотя бы рассматривали "как надо". Теперь этот эффект достигается без труда. Помогает в этом главная часть Gallerydrive – кресло, которое спокойно катится по заданной траектории.
Это, фактически, кресло-каталка, но очень сильно переделанное. У него есть оптический датчик, который позволяет следить за светлой полосой перед креслом – линией, по которой оно должно двигаться.
Кресло может выдавать всю необходимую информацию об экспонатах. Для этого используется панель с сенсорным экраном, на который можно вывести все интересующие сведения о них. Для идентификации экспонатов и соответствующего им набора данных применяются RFID-чипы.
|
Никлас Рой собственной персоной верхом на собственном изобретении. Существует оно пока что в единичном экземпляре. Но художник надеется, что скоро таких кресел разведётся много. Об этом свидетельствует встроенный в него (в кресло) инфракрасный датчик для измерения расстояний, предназначенный специально для предотвращения случайных столкновений с такими же креслами на выставке (фото с сайта cyberniklas.de). |
Разумеется, для путешествия по залу предусмотрена и "текстовая часть" с саундтреком, записанная в формате MP3 и при приближении к очередному экспонату играющая в наушниках, которыми снабжено кресло.
Словом, всё, что теперь нужно посетителю – это сесть в кресло, которое поведёт через экспозицию по заранее нарисованному на полу маршруту, сопровождая поездку речами об экспонатах. А музейный работник может дышать спокойно – никто теперь не будет ни к чему прикасаться.
|
Инструктаж перед отправкой на экскурсию. Не каждый день доводится получать напутствие от студентов… (фото с сайта we-make-money-not-art.com). |
И экскурсоводу тоже повезло: теперь ему тоже не надо таскать за собой всю эту расползающуюся толпу и отвечать на нелепые вопросы. С другой стороны, не очень-то и повезло — теперь экскурсовод вообще не нужен…
На этом можно было бы и остановиться. Однако Никлас вдруг понял, что в Gallerydrive надо внести ещё немного разнообразия. Всё-таки в этом проекте, с каждым нововведением становящимся всё более гротескным, чего-то не хватало. Но чего?
|
Профессура на всякий случай в касках. Ну что ж, до свиданья, ребята, до свиданья! Ой… а кто же подпишет мне диплом? (фото Aram Bartholl). |
Естественно, не хватало комнаты для просмотра картин и прочих музейных штук. Да-да, комнаты – то есть как бы зала в зале. Вот он её и сделал. А так как просто взять и сделать комнату нельзя, то он соорудил её аж с двумя сверхполезными функциями.
Во-первых, комната эта появляется только при необходимости. То есть, когда пассажир-зритель заезжает в определённую часть помещения, сверху опускается короб. Он должен закрыть посетителя со всех сторон, стать для него той самой комнатой. Её Никлас ласково называет "Робокомнатой" (Robotik Room).
Ну а на стенах внутри – картины. Так что её самая прямая функция – показывать эти произведения.
|
Документальный кадр испытаний прочности конструктивных элементов робокомнаты, которые Рой проводил самостоятельно где-то во дворе. Аппаратура: стул, подушки, одеяла, динамометр, зеркало (чтобы удобнее смотреть за стрелкой динамометра) и несколько обрезков тряпок (фото с сайта cyberniklas.de). |
Кстати, первоначально предполагалось, что стены будут не опускаться сверху, а подниматься с пола. Однако Никлас решил, что негоже ездить по шедеврам (на выставке, оборудованной Gallerydrive, вполне могут оказаться и шедевры), пусть и на таком чудесном кресле. И отказался от этого варианта.
Принцип работы ползуна, обеспечивающего смещение нарисованных на полу линий и прочих следующих из этого приятных эффектов (анимация с сайта cyberniklas.de). |
| |
|
Издалека может показаться, что ящик этот является весьма неустойчивой конструкцией, а значит, и небезопасной. Однако это обманчивое впечатление. Сборка очень хорошая, сделана добротно, со всей душой. К тому же, её надёжность протестирована во время специальных испытаний! Посмотрите, как, проводя их, Никлас старался —
изо всех сил (файл MOV, 45,9 мегабайта)!
Во-вторых, эта комната закрывает перемещающийся конструктивный элемент на полу, за счёт которого кресло может двигаться по окружности и даже поменять траекторию движения. Работает он так, как показано на анимации.
Да, ещё вам будет небезынтересно узнать, что Gallerydrive – это дипломная работа Никласа. История, между прочим, сохранила некоторые трогательные видеофрагменты с защиты диплома (ролик на YouTube; 6,22 мегабайта).
|
Аптечка, висящая на робокомнате, которая работает пока не на сто процентов, очевидно, символизирует непрерывный прогресс и тягу к неожиданным творческим открытиям и закрытиям (фото с сайта we-make-money-not-art.com). |
Не умолчала она и о том, что к моменту защиты робокомната была готова всего на 50%. Поэтому присутствовавшая там профессура, которой молодой художник вежливо предложил сыграть роль посетителей, сидела там внутри в касках – на всякий случай.
Кстати, Никлас Рой считает, что можно найти ещё несколько применений для "Галерейного драйва" – а то ведь они капризные люди, эти музейщики. Например, на креслах, следующих по начерченным линиям можно устраивать гонки.
|
По выражениям лиц испытуемых трудно понять, какие эмоции ощущают эти люди при знакомстве с Gallerydrive. Обратите внимание на белые полоски на полу: ориентируясь исключительно на них, кресло перемещается по залу (фото Aram Bartholl). |
А ещё на кресле "Галерейного драйва" есть мигалка на палочке. Зачем она нужна – толком не сказано. Но мы-то знаем зачем! Благодаря ей пилоты самолётов будут издалека замечать кресло и никогда по ошибке в него не врежутся. Да, именно для этого она и нужна. Наверное.
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.