Казахстанские новости

Свято место. (09.08.2007, 13:54), просмотров: 3732

Свято место.

Несмотря на то, что Казахстан преимущественно мусульманская страна, получить достоверную информацию о святых местах в республике оказалось проблематично. Даже духовные мусульманские лидеры не всегда принимают народные поверья, связанные с тем или иным архитектурным или ландшафтным объектом. Поэтому искателям мусульманских святынь придется руководствоваться в основном объяснениями местного населения.

 

Представители мусульманского духовенства утверждают, что единственным местом для молитв и просьб к Всевышнему являются мечети. И единственным официальным и широко известным пунктом малого паломничества казахстанских мусульман является мавзолей Хаджи Ахмеда Яссауи в Туркестане. Однако люди порой думают иначе, не уставая придавать особый статус могилам уважаемых земляков, горам и водоемам. Например, повязывать на деревья ленточки для исполнения желаний – вообще интернациональное явление, и его истоки идут от язычества. Казахстан в этом плане не только не является исключением, но, пожалуй, даже может претендовать на статус лидера. Наверное, именно поэтому представители официального духовенства подобные обычаи вкупе с «народными» святынями особо не жалуют. К сожалению, найти сведений на эту тему пока удалось немного. В Алматы местом поклонения и очищения является могила Райымбека на одноименном проспекте. Причем посещают эту святыню не только мусульмане. Здесь же можно купить отличный кумыс и шубат, узнать свою судьбу у местных гадалок и просто попросить дух почившего Райымбека о помощи.


В Жамбылском районе Алматинской области вообще раздолье для фольклорных поисков. Например, мне рассказали о «Горе Дракона», на которой якобы располагается пуп земли, о чем свидетельствует специальный столбик с соответствующей надписью. По форме своей гора действительно напоминает замурованного дракона. По склону располагаются мини-пещеры, которые имеют целебные свойства. Стоит полежать там несколько минут – и заболевания исчезают. Причем у каждой пещеры имеется собственный перечень исцеляемых заболеваний. Неподалеку есть «чертово озеро». Водоем пользуется двойственной репутацией. В определенные дни лучше воздерживаться от искушения выкупаться там. Зато бывают периоды когда нечистая сила отступает и отдает на время власть добрым духам. Тогда вода в озере приобретает целебные свойства. Кстати, именно в этих местах, в непосредственной близости к казахстано-киргизской границе многие сотни лет назад велись жесточайшие бои казахов с калмыками. Горные ущелья просто усеяны могилами воинов с обеих сторон. Так вот, прибывая в эти места с любой целью, неплохо для начала умилостивить местных духов. Например, принес-ти им в жертву барашка. Кроме того, даже останавливаясь на невинный пикник следует быть максимально осмотрительными. Ни в коем случае нельзя ставить палатку, есть, умываться и тем более справлять нужду на расстоянии ближе, чем 200 метров от могилы. Иначе духи начнут мстить. В этих же местах располагается большое количество курганов, большинство из которых, увы, разграблены. Как объяснили местные жители, таковые можно отличить по срезанной верхушке. Так что соотношение добрых и темных сил в данной местности примерно 50 на 50. Поэтому состояние приехавшего в эти места будет напрямую зависеть от его собственного поведения.

Большинство христианских святынь в Казахстане связано с революционными годами. Беспощадная борьба большевиков с религией привела к значительным жертвам среди представителей духовенства. О православных святынях «Литеру» рассказала референт епархиальной комиссии по канонизации святых Вера Королева. Имена иеромонахов Серафима и Феогноста, расстрелянных в 1920 году, для казахстанских православных являются священными. До 1913 года убежищем монахов был скит в урочище Медеу близ Алматы, позже они были вынуждены перебраться в Аксайское ущелье. Однако кара новой власти все же настигла их. В честь мучеников в Аксайском ущелье была основана Серафимо-Феог-ностовская мужская пустынь. Кстати, данную святыню посещают не только православные. Например, Хадиша-апай, живет в одном из близлежащих сел и, будучи истинной мусульманкой, часто приходит сюда. По ее словам, для настоящего верующего человека нет разницы, к какой религиозной конфессии принадлежит та или иная святыня.

– Чистые люди были светлые, – говорит о почивших монахах Хадиша апай. – За веру страдали.
По ее признанию, каждый визит в пустынь благотворно сказывается на ее здоровье. Стабилизируется давление, перестает болеть поясница. Она ничего не просит у почивших, она просто тихо оплакивает их горькую долю.
В Семипалатинске есть целебный источник, рядом с которым располагается женская ключинская община. Однако к нему можно совершать не более двух паломничеств в год.

Своя святыня есть и в Караганде. Веденский собор был построен в честь почившего в 1966 году святого преподобного старца-исповедника схиархимандрита Севастиана Фомина. В Веденском соборе находятся и его мощи. О старце известно, что он попал под репрессии и спецпереселение крестьян в 30-е годы, 6 лет провел в Карлаге.

В Никольском соборе Алматы находятся мощи другого святого – священноисповедника Николая Могилевского. Он также провел много лет в лагерях и ссылках. Впоследствии с 1945 по 1955 год был метрополитом Алматинским и Казахстанским.
– Все перечисленные святые были прославлены в 2000 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви в Москве, – отметила Вера Королева. – Люди обычно молятся им за спасение души, а не обращаются со специальными просьбами.

У казахстанских католиков тоже хватает поводов для скорбных воспоминаний. Как рассказала «Литеру» сестра Катерина из епархии святой Марии в Астане, у католиков основных святынь в нашей республике две. В поселке Камышинка Акмолинской области находится храм, посвященный Божьей матери Ченстоховской. Оригинал святого образа находится в Польше, в Камышинке – копия. Но паломничество к копии идентично паломничеству к оригиналу.

Поистине мистическая история связана с поселком Озерное в Северном Казахстане, очень популярном у католической молодежи. Сами верующие называют божьим чудом озеро, возникшее здесь в 1941 году. Раньше на этом месте была голая степь. Прибывшим насильно высланным полякам грозила в ту зиму голодная смерть. Однако молитвами людям удалось вызвать обильные снегопады, и в результате таянья снега образовалось озеро, богатое рыбой. Таким образом люди выжили, а озеро существует и поныне.

В завершение хотелось бы обратиться к читателям «Литера». Если вы знаете какие-либо интересные истории и предания, связанные с тем или иным местом в Казахстане, мы с удовольствием их опубликуем. А нашим государственным мужам следовало бы задуматься о большей популяризации потенциальных паломнических и туристических маршрутов в нашей республике. Поскольку порой даже сами казахстанцы не знают, насколько богата на чудеса их собственная страна.

Альбина АХМЕТОВА,Фото Александра КАНЦЕДАЛОВА,Сергея ХОДАНОВА,Алматы



Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

“Скрыть невозможно“...
Самая известная казахстанская женщина-пилот, ...
КНБ задержал трех к...
Сотрудники Комитета национальной безопасности...

Ёрш
100 дорог

Центр немецкого языка - Партнер Гете-Института

Предлагает:
Стандартный курс В...
3 занятия в неделю; одно занятие - 3 ак. часа по 4...
Летний интенсивный ...
5 занятий в неделю; одно занятие - 5 ак. часов по ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 220 чел.
© 2006-2025 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.