На город безжалостно наступает жара, и миллионы холодных бойцов на палочке спасают нас от зноя. Популярность этого продукта в летние дни бесспорна. Производители мороженого работают по уже проверенной формуле: спрос рождает предложение, работают и удивляют потребителей разными видами и вкусами этого продукта: фисташковое, тирамису, шоколадное с африканскими сухофруктами. Но для многих любимым летним лакомством по-прежнему остается родное и неизменное сливочное мороженое. От экспертизы этого продукта мы ожидали все, что угодно, но не инфекций. Впрочем, обо всем по порядку.
Для дегустации сливочного мороженого, которую провел Прикаспийский центр сертификации, было закуплено семь образцов этого продукта. Закуп производился за час до дегустации, доставили мороженое в переносном холодильнике. Дегустация была анонимной, этикетки образцов эксперты увидели только после выставления предварительных оценок.
Но мы точно знали, что экспертам предстоит пробовать мороженое разных производителей: как отечественных, так и зарубежных – России и Турции. Стоит отметить, что во время экспертизы все образцы хранились в одинаковых условиях. То есть в морозильной камере холодильника.
Ольга Латыпова, генеральный директор Центра испытания качества продукции:
– Представленное мороженое оценивалось по всем параметрам, которые требует стандарт РК. Смотрелась маркировка на продукции, внешний вид, форма. Но предпочтение было отдано вкусу и запаху мороженого, его консистенции и цвету.
Образец номер один. «Мороженое ванильное» от российского производителя «Нестле» – 38 тенге стаканчик. Вкус и запах – чистые. Форма – хорошая, консистенция – в норме. Вся необходимая потребителю информация хорошо читается. К тому же, только после дегустации выяснилось, что этот образец единственный из представленных на дегустацию содержит не сливочные жиры, а растительные. Но дегустаторы этого не смогли определить – настолько хорош вкусовой баланс у образца.
Сливочное мороженое действительно представляет собой взбитую смесь молока, сливок и всевозможных добавок. Но тенденция частичной замены молочного жира на растительные жиры имеет место быть, тому доказательство наш первый образец. А делается это по все той же неизменной жизненной позиции – сэкономить. Это позволяет наращивать объемы производства, не зависимо от надоенного в стране молока. С другой стороны, введение смеси жиров с заданными свойствами может даже улучшить характеристики продукции. Хотя некоторые производители грешат тем, что растительного жира в сливочном мороженом больше, чем молочного. Экспертов порадовало, что этим «грешником» не оказался производитель мороженого от «Нестле», и этот участник экспертизы заработал свои первые 9 баллов.
Номер два. Мороженое «Магнум» – 155 тенге за пачку. Производитель – турецкая компания «Альгида». Внешний вид и форма – хорошие. Но глазурь экспертам показалась жестковатой, а само мороженое – очень сладким. Зато маркировка второго образца оказалась на высоте – четкая, полная, хорошо читаемая, как и требуют стандарты.
Третий образец – «Степная легенда» от алматинского «Смака» – 85 тенге за брикет. Форма мороженого – хорошая, но глазурь распределена по поверхности неравномерно. А это недопустимо… К тому же эксперты посчитали, что глазурь на «Степной легенде» слишком тонкая.
Консистенция – снежистая, это тоже минус. Такая допустима для молочного мороженого, но для сливочного, коим является «Степная легенда», нет. Вкус этого образца экспертная комиссия оценила как «неслаженный».
Артык Сейткалиева, президент Общества защиты прав потребителей:
– Явно ощущался вкус сухого молока, он перебивал вкус натурального продукта. Одним словом, вкус, несвойственный сливочному.
Были претензии у экспертов и к маркировке «Степной легенды». Если бы производители придерживались требований правильной маркировки: краски на этикетках неразмытые, а надписи – четкие, то, согласитесь, потребителям жилось бы легче. Так нет, прочитать дату изготовления данного мороженого эксперты как ни старались, так и не смогли. Если в одном образце дата изготовления была смазанной, то в другом просто-напросто была не пробита.
Мороженое под номером четыре «Супер корнетто» от той же турецкой «Альгиды» – 125 тенге за рожок. Внешний вид – выше всяких похвал. Донце мороженого залито шоколадом – вкусно и удобно. Кушая это мороженое, можно не бояться за свои белые брюки. Что касается консистенции – плотная. Аромат – характерный для сливочного мороженого. Вафельный рожок – хрустящий, как и полагается. Вкус мороженого очень приятный – нежный и ничего лишнего, по терминологии экспертов, сбалансированный. Маркировка – четкая. Дата изготовления расположена на самом видном месте, экспертам даже искать не пришлось.
Следующий образец от «Фудмастера». Сливочное мороженое в стаканчике за 35 тенге. Внешний вид – в норме. А вот – вкус…
Ольга Латыпова, генеральный директор Центра испытания качества продукции:
– Это мороженое по вкусовым качествам несъедобно. Явный прогорклый вкус, поэтому дегустаторы единогласно сняли это мороженое с дегустации. Хотя форма была представлена хорошая. Предположить, что оно размораживалось-замораживалось в торговле достаточно сложно, потому что в хорошем состоянии был внешний вид. Но запах прогорклого жира был явный.
У экспертов было предположение, что это мороженое просроченное, но найти дату изготовления на этикетке не удалось. И это, несомненно, большой минус в протоколе экспертизы.
Шестой образец. «Зебра» сливочная, произведенная алматинским «Шин-Лайном». Консистенция – недостаточно плотная, мажущая, форма – расплывшаяся, хотя мороженое только что достали из холодильника.
Вкус – приятный, но не сливочный, как ожидалось, а шоколадный – явно доминирует глазурь. И уже привычные проблемы с маркировкой: нет даты выпуска.
Ольга Латыпова, генеральный директор Центра испытания качества продукции:
– Иногда у нас продукция бывает просроченная. Потому хотелось бы сориентироваться сразу, брать или не брать, это ведь, в первую очередь, детский продукт! Вот, к сожалению, на мороженом, представленном производителями Казахстана, этого не было. Мы либо не находили маркировку, либо она была просто не читаема.
И, наконец, седьмой образец. Мороженое «Оазис» из Санкт-Петербурга. Большой 150-граммовый брикет за 105 тенге. Консистенцию эксперты уверенно и единогласно отметили как самую лучшую. А маркировку – на отлично! Упаковка яркая, красочная, есть вся информация, и она отлично читается.
Артык Сейткалиева, президент Общества защиты прав потребителей:
– К сожалению, отечественные производители нас не порадовали.
Третье место – «Магнум» от «Альгиды». На втором – стаканчик от российского «Нестле». А первое место поделили два иностранца: «Корнетто» из Турции и «Оазис» из России. Они набрали максимальное количество баллов – по десяти из 10 возможных. Но седьмой образец из России эксперты одарили дополнительным плюсом.
Но на этом наша экспертиза не подходит к концу. В бактериологической лаборатории Центра санэпидэкспертиз представленные образцы проверили на микробиологические показатели. Шесть образцов оказались в норме. А вот в мороженом «Степная легенда» алматинской компании «Смак» эксперты обнаружили наличие кишечной палочки. Сказать точно, на какой стадии произошла порча продукта – на производстве, при транспортировке, хранении или реализации, эксперты не могут. В то же время, по мнению продавцов мороженого, этот продукт становится опасным, только если не соблюдена технология производства, но это исключительно их мнение. По определению экспертов, кишечная палочка в этом продукте могла появиться при нарушении температурного режима хранения или если мороженое хранилось вместе с другими продуктами. Так или иначе, результаты микробиологических исследований не радуют. Опробовав мороженое с таким добавлением можно заработать кишечную инфекцию.
Первый признак любой кишечной инфекции — острое начало болезни: многократная рвота, боли в животе, в первую очередь в области желудка, жидкий стул с примесями слизи, зелени, прожилками крови. Рвота может появиться одновременно с повышением температуры. Сочетание этих симптомов и особенности их проявления различаются в зависимости от вида кишечной инфекции. Лечение, как правило, проводится дома. Прежде всего нужно восстановить потерю жидкости и показаться врачу. Но предотвратить весь этот малоприятный процесс можно, если выбирать лучших. Надеемся также, что этот материал для отечественных производителей послужит уроком, а проверяющим органам пищей для размышления и принятия мер.
Жанна ТУЛЕНДЫ, Евгения МОРОЗОВА, фото авторов, Алматы
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.