Городские новости

На мир равняться нам не по карману (05.05.2011, 15:14), просмотров: 3631

На мир равняться нам не по карману
Мало что отличается такой стабильностью, как рост цен на бензин. Каждый год в преддверии посевной автовладельцы начинают хвататься за голову от новых цен. Чуда не случилось и в этом году – к 3 мая самый ходовой АИ-92 на многих заправках стоил 99 тенге, и прогнозы на ближайшее будущее неутешительны.

В конце апреля застывшие было казахстанские цены на ГСМ начали «бродить». Цена на АИ-92 увеличилась сначала на пять, а затем на восемь тенге, и на большинстве городских АЗС это горючее стоит теперь 99 тенге за литр. Восьмидесятый поднялся до 82 тенге, 95-й на некоторых АЗС достиг ценовой отметки в 105 тенге.
Чуть раньше от подорожания и дефицита горючего встряхнуло города России.

В ближайших к нам Омской области и Алтайском крае, по сообщению autoNews.ru, еще в конце апреля приостановили работу более половины из 700 автозаправочных станций, в Омской области также ищут причины образовавшегося дефицита, впрочем, как и по всей стране – с 17 по 27 апреля цены изменились в 38 регионах РФ. В некоторых из них литр АИ-92 только за сутки мог подорожать на 2 рубля.

Если продолжать говорить о соседях, то в Новосибирске АИ-92 на крупных заправочных станциях заливают за 21-23 рубля, на мелких станциях – за 25-30 рублей. В пересчете на тенге цены казахстанцам кажутся и вовсе нереальными.

И зря покажется, ведь Таможенный союз, как ни крути, обязывает ко многому, в том числе, и к равнению на цены в ТС. Вот уже и 3 мая пресс-служба Ак-Орды сообщает, что президент подписал Закон «О ратификации Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Один из пунктов документа обязывает стороны не применять во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин.

Означает ли это, что впредь и запрету на вывоз горючего для участников союза теперь не бывать? А ведь раньше временный «стоп» на экспорт в виде моратория хоть как-то спасал от бурного роста цен. Так, в пору посевной-2010 был введен мораторий на экспорт до июля того же года и продлевался он трижды – до ноября прошлого года, мая текущего, а на днях стало известно о том, что запрет продлили до июля (1 июля – это еще одна ключевая дата в создании ТС). За время действия моратория ГСМ даже дешевели. Если летом прошлого года литр АИ-92 стоил 100 тенге, то в последнее время мы покупали его за 91 тенге.

Какие бы административные ресурсы ни умеряли в прошлые годы аппетиты бензиновых королей, теперь их вряд ли возможно использовать в полной мере. И тон госуправленцев, рассуждающих о росте цен на бензин, несколько смягчился. Они не так категоричны в своих комментариях по поводу аппетитов производителей ГСМ, все более кивают на мировые тенденции и глобализацию.

Вот и министр нефти и газа Сауат Мынбаев еще 27 апреля связал процессы в России с ростом цен на бензин, а затем и с подорожанием ГСМ в нашей стране: по его данным, больше трети высокооктанового бензина завозится в Казахстан именно из Российской Федерации. А для выработки своего качественного топлива в республике нет производственных мощностей.

«Таким образом, весь российский бензин совсем скоро тоже может подорожать», – сказал он в кратком телевизионном интервью. И как в воду глядел министр.

Раньше в таких случаях народ был наслышан об активных действиях уполномоченных государственных органов по выявлению ценового сговора и искусственному завышению цен. Сегодня последние проявляют завидное спокойствие. На местном уровне Межрегиональная инспекция агентства по защите прав конкуренции по ВКО и Павлодарской области проводит не проверку обоснованности цен, а скорее, исследование рынка.

«Мы смотрим счета-фактуры, проверяем, не были ли повышены цены на остатки ГСМ, закупленные по старой цене, не нарушаются ли решения правительственной рабочей группы от 30 марта по предельным ценам (99 т. за АИ 92, 82 т. за АИ 80 – авт.), – говорит заместитель начальника инспекции Тимур Амирханов.

По его сведениям, к понедельнику нарушения обнаружены не были, дефицита автомобильного топлива тоже не наблюдалось. Но к тому времени на некоторых заправках в Павлодаре уже красовалась надпись «БЕНЗИНА НЕТ». Опытные автолюбители тут же сделали собственные выводы: начинается «шантаж», когда после дефицита, искусственно созданного не без участия крупнейших реализаторов нефтепродуктов, бензин появляется. Естественно, по другой цене.

По данным Тимура Амирханова, давалец нефти на Павлодарский нефтехимический завод уже поднял свои цены, «Гелиос», который реализует продукцию ПНХЗ, также подал заявку на повышение.
«Заявка подана в Агентство по защите прав конкуренции, но пока изменений нет», – говорит Тимур Амирханов. 

Это «пока» о многом может сказать. Скорее всего, цены на продукцию ПНХЗ приподнимут. А вот что будет после того, как закончится мораторий на экспорт да в полную сиу заработает Таможенный союз, можно только предположить. Административных ресурсов не будет, бензин повезут туда, где его выгоднее продать, в итоге цены рынок сбалансирует. Но равнение на соседнее государство, которое пророчат чиновники, превратит бензин для рядового казахстанца в удовольствие настолько дорогое, что и подумать страшно!

Справедливости ради надо отметить, что не мы одни переживаем. В той же России нефтяники заявляют о несоответствии цен мировым показателям, предлагают ослабить административные путы и предоставить развиваться ценам чисто по законам рынка.

«Сегодняшняя цена на рынке РФ не отражает тех затрат, которые несут компании: на производство бензина, дизельного топлива и на доставку их потребителю», – заявил президент НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов в интервью телеканалу RT.

Благо, с мнением нефтемагната не согласна генпрокуратура РФ, которая, поручила подчиненным совместно с антимонопольщиками противостоять ценовым сговорам и намеренным взвинчиваниям цен на нефтепродукты. Если же президент «ЛУКОЙЛА» прав, то падение цен на нефть в последнее время само по себе должно цены снизить.

А вообще, представить сложно, что будет, если Россия решит следовать мировым тенденциями в плане цены на нефть. Потому что по другим параметрам до стран – лидеров, где, как известно, горючее пока еще дороже, ни наш сосед, ни мы не дотягиваем. И на мир равняться нам не по карману.

Кстати, недавно в госдуме лидер партии коммунистов Г.Зюганов, возмущенный ростом цен на ГСМ, приводил совсем другие примеры. По его сведениям, в нефтедобывающих странах арабского мира бензин для своих граждан стоит сущие копейки. Что существенно оживляет их экономику и положительно влияет на благосостояние простых граждан.

Ирина Адылканова


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Когда тепло появитс...
С 16 сентября начали подключать отопление в м...
Павлодарка только в...
Женщина увидела в соцсетях объявление об изго...

Iteca 2024
100 дорог

Рублевый, обменный пункт

Предлагает:
Обмен валют
Выбирая лучший курс, вы можете доверять надежности...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 284 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.