Новости от сайта города Павлодар

9-классники пытаются зарабатывать баллы на нерешаемых тестах по математике (30.03.2007, 19:47), просмотров: 4433

9-классники пытаются зарабатывать баллы на нерешаемых тестах по математике
Уточним сразу: нерешаемых не по сложности, а по отведенному для этого количеству времени. На первый взгляд, проблема локальная. Однако, если в ней разобраться, выясняется, что решаемость тестовых заданий для алматинских школьников напрямую зависит от фамилии и квалификации их составителей и, как ни парадоксально это звучит… учебников

. А из них, как выясняется, пропадают целые разделы, которые помимо требований государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО), еще и включаются в тесты. Да и вообще, не исключено, что проблема может выйти за рамки южной столицы и стать головной болью всех казахстанских школьников.

Ситуация оставалась незамеченной два предыдущих года, но волею судеб все-таки выплеснулась за пределы школьных стен. Непосильным оказалось тестирование по математике для 9-классников школы-гимназии № 94 (без математического, заметьте, уклона), после чего они не в шутку стали считать себя «тупыми». Мать одной из учениц, а по совместительству – председатель общественного родительского комитета Ирина Халелова, имея высшее техническое образование, решала 30 заданий в течение нескольких часов, тогда как детям на это отводится 45 минут, или 1 минута 20 секунд на одну задачу.
Немного предыстории. Разочарование детей в своих знаниях по математике фактически спровоцировало Ирину Халелову обратиться с соответствующим письмом к составителям безобидных тестовых задачек – в Алматинский городской центр новых технологий в образовании.
Дабы не утомлять читателя пересказом содержания тестовых заданий по математике для 9-х классов из вопросников № 0261-0264, просто передадим суть претензий. Родительницу волновало, во-первых, что центром не был выполнен запрос для гуманитарных классов. Во-вторых, в тестах нет заданий начального уровня знаний. В-третьих, много тестовых заданий, которые требуют дополнительного времени для перевода на формально-математический язык. В-четвертых, наличие задач с нестандартной постановкой вопросов, которых нет в учебнике. В-пятых, необходимость выполнения чертежа, требующего опять же дополнительного времени, вывода формул, поиска логических связей. В-шестых, опечатки, делающие задания невыполнимыми.
Да и вообще, по мнению Ирины Халеловой, эти тесты – совсем не тесты, а обычные математические задачи, поскольку все 5 вариантов ответов настолько близки друг к другу, что требуется высокая точность расчетов. Значит, трата драгоценного времени.
Ответ г-же Халеловой от директора центра Темирхана Тасбулатова пришел, но очень обтекаемый, поэтому вопрос родительницы с повестки дня снят не был. Она стала настаивать не на добросовестной переписке с соответствующими людьми, а на встрече всех заинтересованных людей за одним столом.
В конце позапрошлой недели встреча состоялась. Присутствовал на ней г-н Тасбулатов, преподаватель школы № 94 Елена Конева, составитель именно этих тестов по математике, по совместительству преподаватель Республиканской физико-математической школы Владимир Касаткин, разработчик государственных общеобязательных стандартов образования по математике Турагалды Алдибаева, Ирина Халелова и заместитель главного редактора газеты «Свобода слова» Ербол Курманбаев, который вполне может выступать экспертом по тестированию.

Спрашивали – отвечаем

В самом начале встречи «тамадой» мероприятия был Темирхан Тасбулатов, долго рассказывавший о цели данного тестирования, которое оказалось внутришкольной проверкой знаний учеников после окончания первого учебного полугодия, причем эта «контрольная» инициирована администрацией школы. Результаты тестирования покинули стены школы только для подсчета баллов каждого тестировавшегося ученика, но не влияли на итоговые оценки или рейтинг учебного заведения в рамках городского департамента образования.
Однако учеников, фактически заработавших «неуд» по математике, не волновали эти детали. Они были разочарованы в собственных знаниях. Что может происходить дальше в детском мозгу, додуматься несложно – занижение самооценки, депрессия и прочее. Дети не только не успели по времени решить все задачи, они их вообще не смогли решить.
Владимир Касаткин считает, что 45 минут для свободного решения тестовых задач по математике достаточно. Сослался на то, что вопросник был апробирован в одной школе, а затем стал использоваться, а теперь «гуляет» по школам уже третий год. На возражение Халеловой, что одной школы недостаточно для апробации, г-н Касат-кин ответил, что учебники в таком случае тоже не апробированы. Еще одной проблемой, из-за которой дети не справились с заданиями, Владимир Борисович назвал неподготовленность учеников к прохождению тестов. Метод решения математических задач детьми полностью соответствует методикам учителя. Получается, учитель не научил своих подопечных математически мыслить.


Однако… Можно поспорить. Дети бывают разные. Кому-то легко дается математика, кому-то – русский язык, ну и так далее. Думается, что тестовые задания должны быть решаемы не только логически мыслящими детьми, но и теми учениками, которые действуют путем математических расчетов, то есть научным методом.
Учитель школы № 94 Елена Конева, которая тестировала собственных учеников, считает, что после такой проверки знаний любой ученик должен иметь возможность заработать хотя бы «тройку». При этом педагог сослалась на 2003 год, когда в их школу приходили тестовые задания, рассчитанные на разнопрофильные классы. У гуманитариев тесты по математике были проще, у «техников» – по русскому языку. Во всяком случае, тогда ребенок имел шанс получить хоть какую-то положительную оценку. А теперь этот шанс зависит от того, каким автором составлены тестовые задания.
У Владимира Борисовича Касат-кина, преподающего в РФМШ, по мнению Ербола Курманбаева, изначальная цель – спортивный интерес по выявлению будущих победителей олимпиад в Пекине, поскольку он учит не всяких, а одаренных детей. И его точку зрения разделило большинство участников собрания.
Собственно, никто не требовал от центра подстраиваться под детей гуманитарного или естественно-научного склада ума. Цель была другой – соблюдать принципы тестологии, по которым задания должны располагаться в порядке от простого к сложному. В случае же с тестами по математике для 9-х классов принцип тестологии был соблюден только для составителя, а дети, их родители и учителя признали, что задач, не требующих решения (вопросы о математических понятиях, поиск верного варианта определенной формулы и прочее), там нет.

Смотришь в книгу…

Судя по всему, судьба решения тестовых заданий не только в руках составителей, руководствующихся ГОСО, но и в учебниках, по которым дети получают знания. Понятна позиция центра, который в принципе не обязан изучать каждый учебник, подготовленный определенной группой авторов, и объем знаний, который дает учитель. Но… почему из-за этого должны страдать дети? И кто должен контролировать выполнение ГОСО авторами учебников? На то они и стандарты, чтобы их беспрекословно исполнять.


Напряжение при обсуждении в значительной степени было снято после того, как г-н Тасбулатов сказал, что в центре основной упор в оценке адекватности самих тестовых заданий стал делаться не на мнения экспертов, а на количество правильных ответов. Если процент школьников, решивших самые легкие задания, всего 10 процентов, а не 70–80, значит, необходим анализ – почему такой низкий результат. И выводы в ходе анализа делаются разные – от некорректности конкретного задания до «неработающих» ответов.


Удивляет позиция г-на Тасбулатова, что при тестировании по четырем предметам, на которое ученикам отводится три часа, ребенок может сэкономить время на одном предмете в пользу другого. В данном случае математики. Образно говоря, задания по русскому языку или по истории не требуют расчетов и построе-ния чертежей, значит, на них можно потратить не минуту, а 5 секунд. А все оставшееся время посвятить математике. Не вполне корректно, потому что, повторимся, дети бывают разными. И не всем остальные три предмета, кроме математики, могут даться одинаково легко.
Педагог Елена Конева попросила присутствующих не забывать, что каждый учитель считает свой предмет самым важным и дает совет ученикам начинать тестирование именно с его предмета. Ребенок, углубившись в тест, не контролирует время и может сидеть над одним вопросом, сам того не осознавая, долго по меркам тестирования.
Еще один любопытный факт. И касается он не 9-классников и их тестов, а тех, кому предстоит проходить ЕНТ. В газете «Рек-тайм» появилось любопытное объявление, согласно которому составители тестов ведут занятия по подготовке к ЕНТ. Имеют или не имеют эти люди моральное право на коммерческие курсы по составленным ими же тестам, вопрос один. Тревожит другое. Не становится ли понятие «составитель тестов ЕНТ» торговой маркой, за которой стоит намеренное усложнение заданий для увеличения круга обучающихся на платной основе. Ведь, как говорится, чем задача труднее, тем больше с ней работы. По тестам – за деньги.

Александра АЛЕХОВА



Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Мультфильмы — искус...
Мультфильмы — это особая форма искусства, к...
Воздухоподготовител...
Воздухоподготовительные агрегаты (ВПА) пре...

Ёрш
100 дорог

Центр немецкого языка - Партнер Гете-Института

Предлагает:
Стандартный курс В...
3 занятия в неделю; одно занятие - 3 ак. часа по 4...
Летний интенсивный ...
5 занятий в неделю; одно занятие - 5 ак. часов по ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 239 чел.
© 2006-2025 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.