Городские новости

Под прицелом видеокамер (19.02.2011, 17:02), просмотров: 3994

Под прицелом видеокамер
В прошлом году в качестве эксперимента в 13 школах Павлодара были установлены видеокамеры. Судя по официальным данным, видеонаблюдение начало приносить положительные результаты. Посетив несколько учебных заведений, мы попытались выяснить, а насколько удачным считают эксперимент директора, педагоги и, наконец, сами ученики.


В число школ, где были установлены видеокамеры, попали, прежде всего, те, где отмечалось наибольшее количество правонарушений. С помощью видеонаблюдения решили бороться с несознательными учениками и в школе №4. На начало учебного года здесь установили шесть камер. Две камеры на улице, отслеживающие вход в учебное заведение, и четыре в рекреациях. Здесь в поле зрения попадает вестибюль, две гардеробные и холл на первом этаже.

- Видеонаблюдение - это очень удобно, - считает инспектор полиции по делам несовершеннолетних СОШ №4 Жанат Молдабаев. - Раньше как было? Классы выпустят, и начинается толкучка, особенно возле гардероба. Бывали потасовки, могли одежду порвать. Сейчас такого уже нет. Зная, что за ними постоянно присматривают, дети стали более дисциплинированными.

Монитор стоит у директора. Но и я, и любой педагог всегда можем посмотреть, что твориться во дворе или в рекреациях. Камеры работают и в ночное время. У нас на улице расположены две камеры. Утром, придя на работу, я первым делом просматриваю записи с видеокамер. Обзор хороший: виден вход перед школой, все подъезжающие, отъезжающие машины, кто заходит и выходит из школы. Раньше подростки выходили на крыльцо и сразу могли достать сигарету. Сейчас на территории школы благодаря камерам не курят.

В поле зрения камер в четвертой школе попадает только первый этаж, на верхних этажах по-прежнему дежурят педагоги. Опять же, в туалетах, где в школах зачастую происходят инциденты (старшеклассники обижают малышей, могут забрать карманные деньги), камеры устанавливать не положено.

- Конечно, мы не остановимся на шести камерах, и со временем в школе будет больше точек видеонаблюдения, - говорит Жанат Молдабаев. - В туалетах их устанавливать не будем из этических соображений. Мы решаем проблему туалетов таким образом - на этажах стоят дежурные учителя, которые контролируют туалеты, смотрят, кто когда зашел, кто когда вышел.

В средней школе №34 особых проблем с дисциплиной не существует, и все же при первой возможности руководством этого учебного заведения было решено установить четыре видеокамеры: две внутри школы и две снаружи. Педагоги школы считают, что проще предупредить какие-то правонарушения, чем потом исправлять уже сделанные ошибки.

- Камеры у нас поставлены, прежде всего, в целях профилактики, - говорит Наталья Григорьева, завуч по воспитательной работе. - Нельзя сказать, что ситуация до этого была лучше или хуже. Но она была другая. Сейчас у многих детей срабатывает самоконтроль. Наличие камер дисциплинирует детей во время перемен. То есть ребенок подумает, прежде чем совершить какую-то шалость, зная, что его поведение у всех на виду. Например, раньше были любители брызгаться из фонтанчиков, и мы никак не могли переубедить детей, что так делать не следует. Камеры решили даже эту проблему.

Наверное, шалунов и проказников в школах с видеослежением поубавилось, но не комплексуют ли от подобного контроля ученики, не нарушают ли новые порядки права ребенка?
- Если человек не знает, что за ним ведется наблюдение, то, скорее всего, да, - считает психолог школы Татьяна Лысая. - Но у нас все знают, где установлены видеокамеры. Естественно, такой факт, как установка видеокамер, незамеченным не прошел, был небольшой ажиотаж, потом все успокоились, и учебный процесс пошел своим чередом.

Недавно мы проводили анкетирование среди учеников 7-11 классов с целью выявления мнения детей. У педагогов, у родителей интересовались, нужны ли такие нововведения, насколько это эффективно. Родители вообще отвечают единогласно: "Мы - за", так как чувствуют себя более спокойными за своих детей.
Старшеклассники подтверждают слова школьного психолога и говорят о том, что видеокамеры помогают решить многие проблемы.

- Когда я сказал родителям, что у нас установили видеокамеры, они отреагировали хорошо и одобрили, - рассказывает Родион. - После того, как установили наблюдение, часто можно видеть такую картину, - бежит ученик сломя голову по коридору, видит видеокамеру и дальше идет спокойно. Это позволяет избежать лишних травм, особенно среди младшеклассников.

-Видеокамеры - это защита от грабителей и каких-то чужих хулиганов, - добавляет Диана Глазырина. - Если знают, что ведется видеонаблюдение, вряд ли полезут в школу, а если полезут, то все будет зафиксировано.
Единственный минус, о котором говорят и педагоги, и ученики, это то, что камер мало, всего четыре.
- Школа у нас большая, работает в две смены. Движение большое, - говорит Наталья Григорьева. - Поэтому нам бы хотелось оснастить видеокамерами все школьные рекреации, чтобы можно было проконтролировать все здание.
А директор школы Юрий Сипий не прочь установить видеонаблюдение и в каждом кабинете.
- Весь мир использует видеонаблюдение, в том числе в образовательных учреждениях, и это идея очень хорошая, - считает он. - Я думаю, что на следующий год, когда откроют "Дорожную карту" для школ города, мы сможем поставить еще камеры. Я за то, чтобы видеокамеры стояли в каждом классе не в целях надзора, а для наблюдения за процессом обучения. Сегодняшняя жизнь требует, чтобы камеры были.

В пользе камер в аудиториях на своем опыте убедился педагогический коллектив Павлодарского колледжа управления, где установили подобное наблюдение пять лет назад. И если в школах с помощью видеонаблюдения прежде всего решают проблемы с дисциплиной, поведением на переменах, то в колледже преследовали и другие цели.

- Установка камер слежения - это моя инициатива - говорит директор колледжа Лидия Гатыч. - У нас установлено восемь камер. Одна передает, что происходит при входе и показывает всех входящих, другие семь камер установлены в аудиториях. Все восемь картинок видны на мониторе. За всем наблюдает завуч, при необходимости я смотрю, что происходит в той или иной аудитории, если приходят родители, они могут понаблюдать за своим ребенком.

Со стороны могут увидеть, как он себя ведет. Но самое главное, что с помощью камер мы можем обезопасить наших детей. Несмотря на то, что дети оставляют в аудиториях сумки, сотки, одежду, краж у нас нет.
Но, как утверждает Лидия Петровна, если таковые и случаются, то их удается раскрыть самостоятельно по горячим следам.

-У нас был случай, когда мальчик флешку пытался украсть, - рассказывает директор. - Мы на мониторе увидели, как он потихоньку стянул ее с соседского стола. Он, видимо, забыл, что в аудитории ведется наблюдение. Никаких карательных мер по отношению к нему мы не принимали, просто позвонили домой, и он тут же принес вещь обратно.
И все же сомнения по поводу подобного слежения по-прежнему остаются. Не чувствуют ли дети, что за ними подглядывают в замочную скважину, не является ли подобная слежка нарушением их личного пространства? Судя по всему, учеников колледжа совсем не смущает то, что за ними подглядывают, и если у кого-то возникнет желание почесаться или зевнуть, пожалуйста, камеры стоят не для этого.

- Я учусь здесь уже три года и сейчас не испытываю ни малейшего дискомфорта по поводу видеокамер, - говорит будущая выпускница Ира Кец. - Когда мы пришли и узнали, что кругом видеокамеры, удивлялись: как так? Если первую неделю чувствуешь себя немножко неловко, то потом их уже не замечаешь. Мы приняли это как должное. Я вижу в этом только плюсы. Можно спокойно оставить свои вещи, не переживать за одежду.
Пока дети привыкали к новшеству в их колледже, не обходилось и без курьезов.

- На первых порах, когда камера появилась - для многих это была новая игрушка, - рассказывает заместитель директора Тамара Гребенщикова. - Один мальчик решил пошутить и попытался накинуть на камеру пакет, но не подумал, что перед этим он свое лицо к ней приблизил. Когда мы его пригласили и показали эту запись, он краснел, бледнел, так стыдно ему было. Потом весь колледж над ним потешался какое-то время.
Для первокурсников видеокамеры в аудиториях тоже сразу воспринимаются как что-то необычное.

- Мы сначала обращали внимание, руками махали, улыбались в нее, - рассказывают Алена и Ксения. - Теперь уже наигрались. Отношение к видеокамерам у нас абсолютно спокойное. Мы же сюда учиться приходим, а не чем попало заниматься, поэтому ведем себя на уроках хорошо, а повернуться к кому-то, что-то спросить у соседа по парте мы можем без проблем. Видеокамеры нужны, чтобы за порядком следить. Например, кто-то пытался распылить газовый баллончик, кто-то куртку потерял. Все было зафиксировано. С баллончиком у него нечаянно получилось. Его строго не наказали. А с камерами очень удобно оказалось жить.

В подтверждение слов учащихся колледжа Тамара Гребенщикова, рассказала, что если кто-то из ребят обнаружил пропажу, сразу бегут к ней, чтобы на мониторе в записи посмотреть, где занималась группа, где могла быть оставлена вещь. А когда по необходимости отключают камеры, реакция со стороны подростков однозначная: "Ой, как плохо, теперь за сумками своими смотреть надо".

- Дети видят, что камеры позволяют им чувствовать себя более защищенными, - говорит Тамара Валентиновна. - И нам, педагогам, видеонаблюдение очень помогает, особенно первые два месяца с начала учебного года, когда подростки в группах начинают власть делить, друг перед другом показывать себя.
Видеокамеры дают возможность не только контролировать и формировать межличностные отношения между учениками, но и наблюдать за профессиональной деятельностью учителя.

- Вы знаете, что больше всего недовольных установкой камер слежения было среди педагогов, - рассказывает директор колледжа управления Лидия Гатыч. - Обвиняли меня в нарушении их прав. Как показал опыт, эти люди оказались, прежде всего, не совсем компетентными специалистами. Да, дети сейчас гиперактивные, но ведь нарушают чаще всего этику педагоги и провоцируют детей именно они. А мне не подглядывать за педагогом нужно, мне интересен сам урок, меня может интересовать его профессиональная деятельность.
За те пять лет, которые прошли с момента установления камер, по мнению Лидии Петровны, они полностью оправдали себя.

- На уроке ученики камеру не замечают, привыкли, но что касается их же безопасности, воровства - каждый уже для себя сделал вывод, что здесь это не пройдет, - считает она.

Cудя по всему, эксперимент с видеокамерами в школах нашего города удался, так как к словам директора колледжа наверняка присоединится большинство педагогов, родителей и даже учеников. Как сказал директор 34-й школы Юрий Иванович Сипий, "иногда мы просто не знаем, что происходит в стенах школы, иногда мы знаем и молчим, а теперь мы знаем и не молчим". Потому что замалчивать проблемы и инциденты, происходящие в школе, у всех на виду, просто невозможно.

После удачного эксперимента положительные результаты обычно берутся на вооружение. Поэтому будем надеяться, что те школы, которые решили оснастить свои помещения видеонаблюдением, получат камеры в нужном количестве и используют их для благих целей.

Татьяна Жук


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Добиться сноса элит...
Напомним, решение о демонтаже приняли в суде,...
Павлодарка только в...
Женщина увидела в соцсетях объявление об изго...

Iteca 2024
100 дорог

Рублевый, обменный пункт

Предлагает:
Обмен валют
Выбирая лучший курс, вы можете доверять надежности...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 183 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.