|
Городские новостиШкола по выбору: привилегия и наказание (04.12.2010, 08:30), просмотров: 6798Судя по всему, скоро павлодарских школьников ждет нововведение. С 2012 года в рамках реализации государственной программы развития образования учащиеся и их родители получат право самостоятельно выбирать школу. А деньги, выделенные бюджетом на обучение ребенка, отправятся следом за ним в то учебное учреждение, которое он выбрал. В здравоохранении уже произошли подобные реформы, и теперь пациенты не обязаны идти к своему участковому врачу, так как могут выбрать доктора по душе, у которого будут совершенно бесплатно лечиться в государственной поликлинике. Правда возникает вопрос: а знают ли сами больные о том, что они могут перейти к другому врачу, если их не устраивает прежний? Ведь в регистратурах никто не спрашивает больных: «У какого врача желаете лечиться?», а просто направляют на прежний участок. С учебными заведениями ситуация иная. Несмотря на то, что каждый ребенок прикреплен к определенной школе по микрорайону, и основная масса детей 1 сентября идет учиться туда, последние несколько лет, особенно с введением в школах различных профильных классов, родители не ограничены строгими рамками места жительства. При соответствующей подготовке ребенок может учиться там, где пожелает, так как определенный выбор учебных заведений есть уже сейчас. Но что будет, если право выбора появится у всех без исключения учеников? Какие проблемы придется решать работникам образования в связи с такими переменами? Изменится ли качество обучения в наших учебных заведениях? Все эти вопросы мы задали нашим специалистам от образования и общественникам. Ерлан Абельдинов, доцент кафедры «Экономика» ИнЕУ, кандидат экономических наук: - Переход к системе подушевого нормативного финансирования был неизбежен. Это призвано гарантировать то, что все казахстанские школьники и дошкольники смогут получить образование стандартного объема и, самое главное, качественное. Вместе с тем, нововведение созвучно целям региональной политики. Также новая система предназначена выровнять нормативы финансирования на одного ребенка вне зависимости от того, в каком регионе он проживает и учится. Таким образом, дети как из столицы, так и из провинциальных городков будут получать одинаковое финансирование. Кроме того, школы и детские сады будут ориентированы на повышение качества образовательных услуг. Ведь чем больше воспитанников наберет учебное заведение, тем больше средств получит. Стоит отметить, что новая система должна предполагать и самостоятельность образовательных учреждений в плане распределения финансов. Проще говоря, школы и детские сады смогут независимо от кого-либо распределять бюджетные средства, которые к ним должны поступать, скорее всего, единым траншем. При этом новшество будет предусматривать справедливое и прозрачное распределение казенных средств. Все это, на мой взгляд, даст только положительный результат. В Российской Федерации такая система внедряется уже на протяжении нескольких лет. При этом никто не спорит с тем, что она имеет свои минусы, так же как и плюсы. Сергей Гуляев, депутат городского маслихата - Рациональное зерно в этой идее есть. По-моему, иногда в таких сферах как образование, должна очень сильно ощущаться конкуренция. При этом учебные заведения, которые при равных условиях могут обеспечить отличные результаты, индивидуальный подход и грамотное управление, должны иметь существенные преимущества, в том числе и материальное стимулирование. Вместе с тем я пока не вижу реальных механизмов воплощения этой идеи. В частности, стопроцентно возникнут проблемы на селе, где чаще всего работает одна школа, и, значит, нет выбора. Также будет сложно ответить на вопрос, как учащийся будет добираться до учебного заведения, которое ему нравится, но находится вдали от места его проживания. Ведь сейчас в большинстве своем дети посещают школы, которые расположены рядом с их домами. Следующее – что делать заведениям, которые уже сейчас на хорошем счету и могут подвергнуться нашествию новичков после утверждения реформы? Нельзя забывать, что они строились с расчетом на определенное количество мест, например, на 1500 учащихся. Смогут ли такие школы обеспечить учебный процесс для 2000-2500 человек? Поэтому мне кажется, что сначала необходимо серьезно подумать о механизме реализации этой реформы. Если же этот механизм не появится, то от реформы лучше отказаться. Безусловно, система образования давно требует реформирования и с точки зрения качества обучения, и относительно престижа профессии. Однако в то же время наблюдается негативная черта – по большому счету, ни одна из реформ не была доведена до своего логического завершения. Это говорит о том, что их планирование было некачественным, непродуманным, не привязанным к действительности. Подобная бессистемная и хаотичная политика внушает опасения. Я думаю, что любая реформа в такой важнейшей области, как образование, должна подвергаться тщательному анализу, в том числе и социальному прогнозированию. Иначе их результаты могут оказаться абсолютно непредсказуемыми. Мария Филинская, директор школы-гимназии №9: - В связи с переходом на подушевое финансирование школе, конечно, будет выгодно иметь большое количество детей. В этом случае авторитет учебного заведения подтверждается еще и финансово. Но другое дело, что увеличившийся приток детей будет мешать школе вести полноценный учебно-воспитательный процесс, так как она будет переполнена. А это значит - учеба в две смены, большие по количеству детей классы. Если взять нашу школу, то это право выбора осуществляется уже сейчас. Правда, мы только в гимназию набираем детей со всего города. Если такое новшество узаконят, честно скажу, нашей школе будет сложно. Сейчас норма детей в классах 25 человек. У нас в первых классах, в том числе гимназических, по 27- 30 человек. Школа уже переполнена. Мы занимаемся в две смены, и последний урок второй смены заканчивается в половине восьмого. Мы как-то стараемся регулировать перегрузку. И все равно, идеально – это когда школа работает в одну смену. Право выбора, конечно, надо дать родителям и ученикам, но и школе нужно оставить право ограничивать этот выбор. Ведь в любом случае это будет влиять на качество учебы. Сейчас, если мы как-то пытаемся ограничить приток детей, родители начинают жаловаться, и ребенка в итоге приходится брать. Так что мы и сейчас не имеем права не брать желающих обучаться у нас. Если родитель хочет, он своего добьется. На что, прежде всего, смотрят родители? В какую школу пойдут? Прежде всего, идут «на конкретного учителя». Пойдут в ту школу, где создается нормальный микроклимат, где должным образом организован учебный процесс, где дети заняты после уроков. Гульбарам Науразбаева, директор Департамента по защите прав детей: - Я думаю, если исходить из интересов ребенка, то, безусловно, такая мера заслуживает поддержки. Ученик сможет выбрать школу, где дают наилучшее образование, разве это неправильно? Я вот недавно общалась с одним из учеников, которому приходится ездить в школу очень далеко. «Где ты живешь?» - «На Усолке», - говорит. « А почему ты в центр города ездишь?» - «Здесь знания лучше дают». Второй момент - это вопрос конкурентоспособности, который возникнет в связи с подушевым финансированием. Ведь чем больше учеников в школе, тем больше финансирование, от которого зависит материально-техническое оснащение учебного заведения, коммунальные услуги, заработная плата учителям. Минус вижу только в том, что некоторые школы могут оказаться на грани закрытия. Ведь школа, в которую придет мало детей, попадет в бедственное положение из-за недостатка денежных средств. А у школ, которые выберет большинство, может остро встать вопрос нехватки мест, они ведь не безразмерные. Эту проблему тоже придется как-то решать. Последние новости:
|
Ещё новостиСамые читаемые:
Самые обсуждаемые:
|
Реклама на сайте | Контакты | Наши клиенты | сейчас на сайте 216 чел. | ||||
© 2006-2023 ТОО"Электронный город" Дизайн Алексенко А. |
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.