Особенность и традиции праздника Наурыза непосредственно связаны с древнеперсидской традицией. Как отмечают некоторые источники, празднование Наурыза восходит ещё к зароастрийскому и дозароастрийскому периоду.
Жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Наурыз в "Храме огня".
Бихистунской надписи выбитой на скале вблизи города Хамадана, персы отмечали Новый год не весной, как в Междуречье, а осенью. И этот праздник у них назывался Мехргон, т.е. день милосердия. День милосердия также отмечали согдийцы в Средней Азии, которые были очень близки в культурном отношении к персам. Но в период правления династии Сасанидов празднование Нового года у персов было перемещено на Наурыз (Навруз).
Традиция Наурыза сохранилась не только в персоязычной среде, но распространилась и среди тюркоязычных народов Центральной Азии и некоторых регионов Поволжья.
С приходом Ислама празднование Наурыза не было упразднено. Дело в том, что здесь стоит не только сильная привязанность к традициям (именно так объясняют причину того, что сохранился этот зароастрийский праздник среди мусульманских народов Ирана, Азербайджана и Центральной Азии), но здесь причина в том, что Ислам в принципе никогда не запрещал традиции, которые несли добро, милосердие и любовь к ближним, ибо эти традиции согласуются с Исламским вероучением.
«Нов» т.е. новый, руз – день, считается, что человек должен, прежде всего, изменить себя, тогда в действительности для него настанет «новый день». В традиции, восходящей к одному из имамов рода пророка Ислама, говорится, что когда у имама спросили о праздновании Наурыза, имам сказал: «Пусть для вас праздником будет тот день, в который вы не совершили бы греха».
Таким образом, отмечать Наурыз, т.е. посещать в эти дни близких родственников, друзей, помогать больным и нуждающимся, несомненно, соответствует традиции Ислама. Наурыз обычно отмечался в течение тринадцати дней, и на тринадцатый день (сизда бе дар) люди покидали свои дома и выходили на природу, где и чествовали Новый год. В народе бытовала примета - если в эти дни вы выходите на природу, чтобы насладиться ею, то в течение всего нового года вам будет сопутствовать счастье и благополучие.
В эти дни обычно делали уборку в доме, украшали дома цветами, посещали родных и близких. В дни праздника казахи одевались в праздничную одежду, совершали взаимные визиты, обменивались поздравлениями, пожеланиями благополучия и достатка в будущем году. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году.
Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой всегда читались аяты из священного Корана, ду’а (мольбы) в честь умерших предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие магического числа 7, так, например, перед аксакалами ставились 7 чаш с "Наурыз-көже" (супом), приготовленным из 7-ми сортов, 7-ми видов злаков. Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, из старинного ритуала («Если увидишь родник - расчищай его исток»). Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев.
В традиции у некоторых народов Центральной Азии (таджиков) было принято на праздничный дастархан ставить вещи с семью "син", то есть продуктами, название которых начинаются на букву "с": сабза (зелень), сирке (виноградный уксус), санджит (джигда), сир (чеснок), сиб (яблоко), сипанд (рута) и суманак "проросшая пшеница".
В своих трудах Абдурайхан Бируни пишет, что в каждом доме за 25 дней до Наурыза поднимали семь невысоких колон из сырого кирпича, на которых выращивались семь видов зерновых. Обратите внимание - вновь магическое число. Считалось, что семена той культуры, которые проросли быстрее других, обещали богатый урожай в новом году. И большая часть полей засевалась именно этими зерновыми. В других источниках говорится о 12 колоннах. Видимо, это было связано с количеством месяцев в году. Собрав на шестой день Великого Наурыза выращенную зелень, люди украшали ею свои дома. Некоторые ученые этимологию семь "шин" и семь "син" приурочивают именно к этой традиции, и называют ее "хафт чин" - семь сборов, то есть от семи колонн. И накрытие праздничного дастархана тоже исходит отсюда.
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.