Городские новости

"Подражать кому-то я не собираюсь" (24.04.2010, 10:00), просмотров: 3557

Павлодар в очередной раз посетил московский режиссер Игорь Меркулов, который давно уже полюбился местному зрителю. «Вишневый сад», «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита» - как говорит художественный руководитель театра имени Чехова Виктор Аввакумов, российский специалист нужен павлодарским театралам для работы с масштабным материалом.


О том, каким «полотном» он занят сегодня, Игорь Меркулов рассказал газете «Обозрение Недели».

- Игорь Владимирович, с чем вы работаете в Павлодаре на этот раз?
- В данный момент мы работаем над спектаклем по комедии Николая Гоголя "Мертвые души", премьера которого состоится в середине следующего месяца.

- Как вы решились на инсценировку "Мертвых душ"? Или, по традиции, идея о постановке принадлежит художественному руководителю театра имени Чехова Виктору Аввакумову?
- В этот раз, как в принципе и всегда, именно Виктор Валентинович предложил мне поставить в Павлодаре "Мертвые души". Я думаю, правильно, когда художественный руководитель, который находится в театре практически все свое время, выбирает материал. Ведь он как никто другой знает, что нужно публике в данный момент. Для того чтобы режиссер самостоятельно мог предлагать театру пьесы, ему необходимо всегда быть в процессе под названием "театр". Нельзя бросаться за работу с тем, что едва пришло в голову. Составление репертуара - это очень сложное дело.

- Вы сразу согласились на предложение Виктора Аввакумова?
- Практически сразу, потому как в "Мертвых душах" соединилось два проверенных автора - Гоголь и Булгаков. Конечно, раньше у меня возникали сомнения по поводу той или иной пьесы. Помнится, четыре года назад Виктор Валентинович предложил мне поставить на павлодарской сцене мистерию "Мастер и Маргарита". Причем случилось это в то же время, когда на телевизионные экраны вышел одноименный сериал. Однако у нас все получилось. И очень даже неплохо!

- Приходилось ли вам работать с "Мертвыми душами" ранее?
- Нет, никогда.

- А если говорить в целом о творчестве Николая Гоголя?
- Приходилось.

- Ранее вы уже ставили на павлодарской сцене его "Игроков". Есть ли между "Игроками" и "Мертвыми душами" что-то общее?
- Конечно же, есть. Это Гоголь.

- А что-нибудь помимо Гоголя?
- Помимо Николая Васильевича и в "Игроках", и в "Мертвых душах" общие проблемы и вопросы, которые автор постарался заложить в своих произведениях. Удастся ли нам поднять и показать их, покажет время.

- Возникают ли какие-то проблемы во время репетиций?
- Сложности есть всегда. Другое дело, что они бывают преодолимыми и непреодолимыми. В нашем случае все - тьфу, тьфу, тьфу - довольно-таки преодолимо. Мы уже отрепетировали большую часть спектакля. Однако до дня премьеры нельзя говорить о том, что он полностью готов. Ведь успех спектакля - понятие малопрогнозируемое. Тем более, когда дело касается Гоголя и Булгакова, лучше ничего не загадывать и не озвучивать.

- Скажите, новый спектакль будет поставлен строго по сценарию, или же вы внесете в него свои коррективы?
- Сценарий состоит из некой информации для размышления, а все остальное добавляется или уходит в процессе. Взять для примера хотя бы сооружение дома. Казалось бы, есть проект, в котором указано, сколько кирпичей должно быть положено здесь, сколько балок понадобится тут, но во время строительства здания вносятся свои коррективы. Итог отличается от того, что было задумано первоначально. Правда, не всегда в хорошую сторону.

- Наверняка, вы пересмотрели постановки "Мертвых душ" других режиссеров?
- Когда я готовлюсь к спектаклю, стараюсь не смотреть чужие работы. Потому что если постановка другого автора будет плохой, у меня может упасть настроение. Если же у него все выйдет отлично, то я буду сравнивать себя с ним. Более того, самые запоминающиеся моменты могут запасть мне в душу, и потом будут мешать мне. Уже после премьеры я могу сравнить свой труд с трудами других.

- То есть "Мертвые души", которые увидят павлодарцы в мае, будут только вашими?
- Надеюсь, что будет именно так. Подражать кому-то я не собираюсь. Любое заимствование чужих идей, так или иначе, делает твою работу неискренней, что обязательно почувствует зал. Лучше свои ошибки, чем попытки использовать чужие достижения.

- Вы уже долгое время сотрудничаете с павлодарцами…
- Если быть точнее, я начал работать с павлодарцами еще в середине-конце 90-х.

- Уже есть ощущение того, что вы здесь, как говорится, свой?
- Надеюсь, что так оно и есть. Для меня Павлодар - любимое место, в котором я набираюсь сил и энергии.

- Вы - не единственный российский режиссер, работающий с павлодарскими "чеховцами". Как вы считаете, почему ваши коллеги так часто "попадают" в казахстанский городок отнюдь не республиканского значения?
Наверняка они соглашаются на приезд не только из-за выгодного финансового предложения?
- Не могу сказать за своих коллег, но для меня лично финансовая сторона - не главное. Быть может, для меня приезды сюда - это дань тому времени, когда я работал здесь исполняющим обязанности главного режиссера. Кроме того, нужно сказать, что ваш театр востребован в городе, здесь работает сильная труппа - все это тоже не может не притягивать.

- Поступали ли к вам предложения о том, чтобы поработать с другими казахстанскими театрами?
- Пока нет, но я всегда открыт для диалога.

- То есть если вам предложат поставить спектакль, к примеру, в Астане, вы не откажетесь?
- Конечно же, нет. К счастью, тяжелые времена минули и для театров, и серьезные положительные изменения в Казахстане, как, наверное, и везде, очень заметны…

- Читая интервью с вами, я ни разу не видел, чтобы вы говорили о своем актерском прошлом…
- Это происходит из-за того, что журналисты меня об этом не спрашивают. К слову, режиссура - это продолжение моей актерской деятельности. Возможно, если бы я не был актером, я бы никогда не стал режиссером.

- Сколько же в вашем актерском репертуаре фильмов?
- Я сыграл в нескольких фильмах, будучи еще ребенком.

- Были ли фильмы после?
- Нет.

- Как бы вы ответили на предложение сняться в кино?
- Скорее всего, я бы согласился, но мне бы потребовалось время для того, чтобы войти в форму.
- Интересно, почему же вы не пошли в кинорежиссуру, если за вашими плечами уже были необходимые знания?
- Театр - живой. Кино же, как в свое время сказал Михаил Казаков, к творчеству которого я отношусь с большим уважением, - это консервы. Сегодня спектакль поставлен так, завтра он будет совершенно другим. Театральная постановка живет, развивается, затем затухает, быть может, возрождается и получает вторую жизнь. Фильм же, даже если вы находите в нем что-то новое после каждого просмотра, никогда не меняется.

- "Вишневый сад". "Преступление и наказание", "Мастер и Маргарита" - в Павлодаре вы чаще всего работаете с масштабным материалом. А что вы ставите у себя на родине?
- В Москве я работаю в оперном театре Бориса Покровского. Допустим, в Ижевске, в котором я был недавно, я ставил драматический спектакль. У меня нет какой-то узкой специализации.

- Интересно, есть ли разница в принципах работы в московских и павлодарских театрах? Могли бы вы провести параллели на личном примере.
- Каждый театр - это индивидуальность, так скажем, отдельный организм. Иногда театры похожи между собой, хотя чаще всего они отличаются друг от друга. Но специфика павлодарского театра мне очень близка.

- Может, вы могли бы сравнить наш с каким-нибудь московским театром?
- Вы хотите, чтобы я сравнил его со МХАТом?
- ???
- У всех театров хорошее общее. Театры различаются, как правило, в плохом.

- А если же говорить о зрителе? Могли бы вы сравнить нашу и московскую публику?
- По-моему, в Павлодаре публика более сложная, нежели московская. В Москве с ее многомиллионным населением функционирует более ста театров, и любой театр, чтобы в нем ни поставили, всегда найдет своего зрителя. У вас же все по-другому - и театров, и потенциальной аудитории меньше. Более того, павлодарская публика разная, то есть в зале одновременно могут находиться и школьники, и интеллигенция. Поэтому не стоит забывать о том, что спектакль должен быть интересен всем, кто приобрел на него билеты.

- Каким спектаклем вы удивите павлодарцев в ближайшем будущем, если, конечно, есть такие планы?
- Если честно, мы не обсуждаем конкретные планы. Сначала мы делаем одно, а потом уже беремся за другое, так как спектакль - непредсказуемая вещь, и никто не знает, как обернутся события во время и после премьеры.

Аскар Газизов


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Добиться сноса элит...
Напомним, решение о демонтаже приняли в суде,...
Павлодарка только в...
Женщина увидела в соцсетях объявление об изго...

Iteca 2024
100 дорог

КУРС, Обмен валют

Предлагает:
Обмен валют
Выбирая лучший курс, вы можете доверять надежности...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 232 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.