Городские новости

Автомобильный переполох (02.06.2006, 14:02), просмотров: 8568

В конце прошлой недели министр индустрии и торговли Владимир Школьник выступил с далеко не новой, но от этого не ставшей менее неприятной инициативой. Дело в том, что его министерство намерено предложить Правительству значительно увеличить в республике таможенные пошлины на импорт подержанных автомобилей (со сроком эксплуатации три и более лет), а также ввести запрет на ввоз автомашин с правосторонним рулевым управлением. Мы попытались выяснить - насколько такая инициатива оправданна и к чему она может привести?

Наше дело - правое?
«Страшилка» о том, что Правительство вот-вот примет запрет на ввоз правосторонних автомобилей, витает в воздухе уже как минимум три года. В разных городах Казахстана особо бдительные граждане периодически поднимают вопрос о таком запрете. Пошумев, правда, успокаиваются. Видимо, дают о себе знать периоды весенне-осеннего обострения. Помнится, особо рьяно ратовал за подобный запрет в октябре прошлого года начальник департамента дорожной полиции МВД РК Омурзак ТУСУМОВ. - Говорят, что в Японии и Англии эксплуатируются машины и с правым, и с левым рулем, ничего подобного, - доказывал тогда он. - Мы изучали опыт этих стран, у них все машины с правым рулем.
Разнорульные автомобили эксплуатируются только на дорогах стран СНГ. Я думаю, что Казахстан не должен в этом отношении отличаться от принятых во всем мире стандартов. Кстати, у очередного предложения, озвученного Владимиром Школьником, уже есть и другие сторонники. - Наша организация всегда была против праворульных машин, - поведал нам Булат УРАЖАНОВ, директор Республиканской автошколы Союза водителей Казахстана. - Вы посудите сами - и видимость плохая, и пассажиров высаживать неудобно. Мы сами не раз выступали с подобной инициативой, но добиться больших успехов в этом деле у нас не получилось… Быть может, быть может… Но пока ни в одной из стран СНГ праворульные машины не запрещены. В Российской Федерации вопрос о запрете на ввоз таких автомобилей поднимается постоянно.
На протяжении уже многих лет Москва время от времени объявляет о намерении закрыть границу для автомобилей с правым рулем, но провинция отвечает на это бурным негодованием. В России уже есть такие регионы, водители которых ездят исключительно на машинах с правым рулем. Пример - Дальний Восток, здесь обычные «жигули» давно уже выглядят экзотикой на фоне продукции японского автопрома. Дважды дело доходило чуть ли не до массовых беспорядков, но каждый раз у кабинета министров хватало ума отказаться от своих планов. А всего в России зарегистрировано 1,5 млн. автомобилей с правым рулем. Сказать, сколько в Казахстане таких машин, сложно, но несомненен факт, что с каждым годом их количество растет.
Причин на то несколько. Во-первых, ни для кого не секрет, что японские легковые машины славятся своей надежностью. Поскольку сборка япон-ских автомобилей гораздо лучше, чем европейских и американских, а например, у Toyota вообще самые строгие требования по контролю качества. Поэтому чуть ли не каждый год она признается самым надежным авто и занимает первые строчки в мировых рейтингах. Во-вторых, решающим аргументом при выборе праворульного японского автомобиля является доступная цена. Эти плюсы полностью покрывают все минусы, к которым относится прежде всего то, что под капотом «японца» подчас невозможно добраться до различных крепежей и деталей без специального, замысловатого инструмента, а иногда такого инструмента не существует вовсе, и, чтобы заменить какую-нибудь ерунду, приходится разбирать половину машины. Но, как вы сами видите, японские машины от этого менее популярными не становятся. Правда, для сторонников запрета на ввоз праворульных автомобилей их достоинства не важны. Они прежде всего настаивают на их повышенной опасности как для водителей, так и для пешеходов.
Хотя ни одного исследования, которое бы доказало повышенную травмоопасность для людей именно из-за праворульных автомобилей, проведено не было. Правильнее будет сказать, что исследования были, но доказать, что такие машины более опасны - они не смогли. Быть может, для начала надо привести если не в отличное, то хотя бы в удовлетворительное состояние дороги наших городов, а потом уже «пенять на зеркало»? Стоит ли говорить, что импортеры японских автомобилей не в восторге от возможного будущего законопроекта. - Да что там говорить, - сетует Евгений ЮМАШЕВ, частный предприниматель, который занимается импортом японских автомобилей в Казахстан. - Вы не подумайте, что я за себя переживаю - себе место я найду.
Но народ просто-напросто лишится доступных машин. На мой взгляд, чтобы дороги сделать безопасными, в первую очередь надо менять менталитет людей и ездить цивилизованно, а не как стадо баранов… Вот и получается, что запрет на ввоз японских автомобилей отражает своего рода кризис на автомобильном рынке. Но тот ли это «кризис», о котором упорно говорят сторонники запрета?! Кстати, по мнению Владимира Школьника, импортеры «накручивают» на б/у машины буквально баснословные суммы. Мол, якобы средняя задекларированная цена проданных подержанных автомобилей составляет порядка 1,5 тыс. долларов, а за последние четыре года около 800 тыс. автомобилей «ушли» по цене 5-6 тыс. Нехитрые подсчеты В. Школьника свелись к тому, что порядка 4 млрд. долларов разницы находится «в тени», и значит, страна недополучила налогов на сумму от 1 млрд. до 1,5 млрд. долларов. Но частные дилеры этих его претензий не принимают. - Не хотелось бы никого обижать, но министр, видимо, недостаточно просвещен в нашем законодательстве, если утверждает, что у автомобиля одна задекларированная стоимость, а продаем мы его по другой - во много раз дороже, - говорит Е. Юмашев. - Но он, очевидно, не считает, за сколько мы приобрели автомобиль, сколько у нас ушло на уплату таможенных платежей и доставку. Могу честно сказать, что сегодня чистый доход любого автодилера не превышает 500 долларов с машины… В свете столь односторонней позиции официальных властей, казалось бы, должны ликовать импортеры европейских и американских машин, особенно если учесть, что сегодня доля японских машин из общей массы завозимых в страну составляет не менее 40%. Но их радость преждевременна. И вот почему…
Когда цены бывают кусачими

Напомним, что В. Школьник помимо запрета на ввоз праворульных автомобилей предложил увеличить импортные таможенные пошлины на ввозимые машины старше трех лет. Правда, дифференцированно - в зависимости от срока их эксплуатации. - Мы все-таки решили двигаться постепенно, - поведал В. Школьник. - Ввести ничтожно маленькую таможенную пошлину на автомобили от нуля до двух лет - 10%. Такой нет нигде в мире, это очень выгодно. Для автомобилей от трех до семи лет эксплуатации - от 1,5 до 2 евро (за 1 куб. см объема двигателя), выше семи лет эксплуатации - около 2,5 евро. В России она сейчас чуть больше - 2,7 евро. И надо заметить, что в связи с такими ценами спроса на автомашины до 1999 года выпуска нет совсем. - Более «взрослые» автомобили скупаем мы, казахстанцы, - рассказывает Ермек СУЛЕЙМЕНОВ, импортер европейских машин. - Так, если машину 1995 года выпуска в Германии можно купить за 2000 евро, то автомобиль 2000 года, даже с боль- шим пробегом и в худшем состоянии, не продадут дешевле 10000 евро, по- скольку на него больший спрос. Поэтому, когда введут запрет на машины старше 7 лет, мы станем еще одним конкурентом, например, с огромным рынком России, и цены взлетят еще выше. Остается только догадываться, сколько будут стоить недорогие сейчас машины и кто их сможет позволить себе купить?.. Кстати, сейчас на рынке Казахстана популярностью пользуются в основном 11-летние машины. Инициативы власти нередко подаются обществу под эгидой исключительной заботы о здоровье своих граждан. Как высказался В. Школьник, он вообще не представляет, почему народ покупает машины 1995 года выпуска. По его данным, они на ходу разваливаются на запчасти, и искренне удивляется, как население так неразумно может вкладывать деньги. А народ, в свою очередь, не понимает, откуда простой человек может взять 20 тыс. долларов на иномарку. А в качество более доступных российских автомобилей не верит.
Вот ведь незадача - как здесь понять друг друга? Правда, специалисты отечественных СТО продолжают недоумевать: где это написано, что машины, скажем, семилетней давности плохи? Они профессионально полагают, что говорить о какой-либо «поголовной опасности» машин старше 7 лет просто несерьезно по той простой причине, что автопроизводители не выпускают их с ограничением срока эксплуатации. В Европе, как и во всем мире, сплошь и рядом разъезжают авто солидного возраста, далеко перевалившего за 15 и более лет. - Все дело в состоянии автомобиля, - уверяют ремонтники. - Иной и через год разгильдяйской эксплуатации рассыпается… Другое дело, что для стимулирования своей экономики некоторые государства принимают такие законы, что ездить на старой машине невыгодно: налоги платишь - как за новую, да и перед соседями неудобно. А если учесть, что финансовые возможности тамошних граждан намного выше, нежели наших, становится понятным, почему они меняют автомобили чаще.
К тому же автопроизводители практикуют продажу машин своим сотрудникам по более низкой цене. Поэтому есть смысл чаще обновлять авто… Особый акцент делают наши чиновники на заботу об экологическом состоянии городов. А ведь в той же Европе заботиться о чистоте воздушного бассейна начали не из-за «старых» автомобилей. Среду загрязняют промышленные предприятия. Этой проблемой там заняты до сих пор. В основном борьба заключается в том, чтобы не размещать новые предприятия, особенно с вредным производством, в черте города. Лучше - на окраине, а еще лучше - в слаборазвитых странах. К тому же автотранспорт там экологически обезопасили, предусмотрев использование только качественного горючего без вредных примесей. О подобных мерах у нас речи даже не идет. Поэтому, возможно, говорить об экологической «опасно-сти» только старых автомобилей - означает неоправданно сузить проблему. А на нее надо смотреть в глобальном масштабе. И для пущей убедительности использовать не только какие-то социологические опросы, но и последние достижения науки. К примеру, исследования американских и шведских ученых доказали, что автомобильные покрышки куда опаснее для окружающей среды, нежели выхлопные газы: резиновая пыль, которая возникает вследствие их эксплуатации, вызывает серьезные заболевания - такие, как раковые, астма и бронхит.
Тут уж если «работать» в этом направлении - может, вообще запретить использование автомобилей?! Кстати, все хорошо понимают, что большие таможенные пошлины и запрет праворульных машин прежде всего существенно повысят стоимость автотранспорта. Но население разделилось на две категории - тех, у кого машины есть, и неплохие, и они одобряют возможные перемены. Потому как и машин станет меньше, и воздух чище. Другие, которые за 10 лет с трудом накопили 5 тыс. долларов и мечтают о покупке 11-летней «ауди», хотят, чтобы чиновники, которые раскатывают на машинах под 100 тыс. долларов, поменялись хотя бы на время с ними местами.
А потом уже вершили судьбы… Конечно, можно было бы, как в России, «напирать» на поддержку отечественного производителя и взывать к самосознанию граждан, но для нас этот ход пока рановат. Ведь сегодня на казахстанских просторах функционирует лишь единственный Усть-Каменогорский автосборочный завод «Азия Авто», который занимается серийной сборкой автомобилей Skoda Octavia. Планируется, что в будущем завод ежегодно сможет выпускать с конвейера до 45 тыс. автомобилей. Но когда это будет... да и не хотелось бы столь примитивно поощрять и взращивать монополиста в отечественном автомобилестроении. Тут уж лучше идти рыночным путем - пусть старается. Пока же десяткам и сотням тысяч сограждан приходится жить как под дамокловым мечом и гадать - действительно ли чиновники так заботятся о своей стране и здоровье своего народа или просто кого-то лоббируют. Поживем - увидим…


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Когда в павлодарски...
Аварийные службы города восстанавливают парам...
Когда павлодарцы по...
Такие вагоны дороже обычных. Трамвайное управ...

Ёрш
100 дорог

"Первая страница" ТОО Интернет-компания

Предлагает:
Виртуальные серверы...
Аренда виртуального сервера - это выгодное решение...
Интернет-магази н ...
* Жесткие диски * Процессо ры * Оперативная па...
SSL сертификат - Tr... SSL сертификат - Tr...
Валидация 1-3 дня, гибкий сертификат
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 185 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.