Городские новости

Бензиновая проблема (10.09.2009, 12:52), просмотров: 2988

Бензиновая проблема
В день выхода постановления, запрещающего вывоз бензина и дизельного топлива из Казахстана, на Павлодарских заправках с горючим было туго – бензин можно было купить или на АЗС «Гелиос», отстояв большую очередь, или по талонам, или за большую цену. В министерстве энергетики и минеральных ресурсов считают, что выход документа изменит ситуацию в ближайшее время.

Эксперты говорят, запрет - не решение проблемы, по большому счету, а метод, который демонстрирует – казахстанскому рынку нефтепродуктов рыночные законы не писаны.

И вновь запрет на вывоз топлива из страны – таким путем правительство пытается наполнить рынок нефтепродуктов в момент наступления критической ситуации. Правда, в качестве подтверждения ситуации, почему-то повсеместно приводятся слова министра сельского хозяйства Акылбека Куришбаева, заявившего, что у крестьян «возникают проблемы с нехваткой бензина АИ-80».

Что касается ситуации в нашем регионе, то, судя по бодрым заявлениям чиновников, дизельного топлива по льготной цене для крестьянских хозяйств припасено в достатке. А оно – главный компонент на время уборочной страды. И, судя по сводкам управления сельского хозяйства, сроки сбора отодвигаются исключительно из-за погодных условий.

Другие же категории потребителей ГСМ действительно не понимают, что происходит в последнее время. Вот уже несколько недель на местных АЗС заправиться практически невозможно. Ситуация не изменилась и в день выхода постановления. Большая часть заправок пустовала. АИ 80-й если и отпускали, то по талонам. АИ-91, АИ 92 и АИ 93 вообще стали редкостью, даже по высоким ценам. На одной из заправочных станций на Омской трассе цена 93-го бензина «дошла» до 105 тенге за литр, а АИ-96 стоил 110 тенге. Однако в наличии топлива и по таким ценам не оказалось.

Пустовали заправки и национальной компании «КазМунайГаз» - работники заправки мирно загорали на солнце, когда к ним подъехала машина редакции «НЖ». На вопрос, когда будет бензин, они пожали плечами. На некоторых АЗС бензин в наличие есть, причем недорогой, но водители там заправлять свои автомобили не торопятся, боятся приобрести топливо низкого качества. Сегодня очередь только на заправках «Гелиос», однако это вариант для тех, кто располагает большим количеством времени.

– Иногда приходится по часу простаивать в очереди, намного раньше выезжать на работу, - жалуется водитель с 15-летним стажем Владимир. – Ситуация ненормальная какая-то, причем она не первый год повторяется.

Впрочем, чиновники все уповают на запрет.
- Будем надеяться, что эффект от выхода постановления правительства №1314, запрещающий экспорт нефтепродуктов, положительно скажется на ситуации. Что касается дефицита, то непонятно его происхождение – в Казахстане общий объем переработки составил 1 млн 100 тыс. тонн, в июле, к примеру, эта цифра составила чуть более 800 тысяч тонн, - недоумевает руководитель Управления организации переработки нефти и производства нефтепродуктов министерства экономики и минеральных русурсов Бахыт Маханов.

Экономисты же расценивают сложившуюся нерыночную ситуацию, как нормальную для страны и прогнозируют – в будущем она может повторяться, если не изменить подходы к работе на рынке ГСМ.

Тулеген Аскаров, экономист-эксперт:
- Это привычная картина для нашей страны, потому что, когда нефть дорожает на мировых рынках, получается, что здесь невыгодно продавать нефтепродукты, сделанные из этой нефти. Покупательная способность населения невысокая, плюс девальвация тенге. Никакой выгоды нет от продажи, и если бы у них была полная свобода, они бы здесь ничего не перерабатывали, все бы шло на экспорт.

Если предположить, что цены на нефть пойдут вниз, то появляется какая-то выгода от продажи и на внутреннем рынке. Что касается наличия нефтепродуктов у крупных трейдеров, оптовых продавцов, то ситуация вполне нормальная – они стараются обеспечить в первую очередь свои сети, а мелкие конкуренты, другие компании получают во вторую очередь.

Ситуация, кстати, могла быть совершенно другой, если бы у нас остались нормальные товарные биржи, где торговались бы лоты на ГСМ. Но пока у нас такого нет. Можно сказать, что если цена на ГСМ вырастет сильно, учитывая, что покупательная способность невысока, то, конечно, тогда с дефицитом будет покончено. Но, по идее, такая ситуация, конечно, никого не обрадует, желательно, чтобы бензин был дешевле. Поэтому совсем странной ситуацию считать нельзя.

Такой она была во времена Союза, когда стране надо было зарабатывать валюту, нефть вывозили за рубеж, а на наших заправках висели таблички с одинаковым объявлением «Бензина нет, и не будет». У нас до такого пока не доходит, правительство вмешивается, когда совсем уж непредсказуем рост цен, регулирует как-то их. Но я повторюсь – это не рыночные методы. И, конечно же, Казахстану не помешало бы еще два-три нефтеперерабатывающих завода, так получилось, они у нас в разных концах страны, перевозка тоже недешево обходится. Непонятно, почему государство не вкладывает средства в такие проекты?

Ирина Адылканова


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

С Днем пожилого чел...
Для старшего поколения провели праздничный ко...
Для кого 1 октября ...
Об этом сообщили в отделе ЖКХ города, передае...

Iteca 2024
100 дорог

"Электронный город" ТОО

Предлагает:
Обслуживание налого...
Компания "Электронный город" предлагает свои услуг...
Обслуживание бухгал...
Компания "Электронный город" предлагает свои услуг...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 192 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.