Автор: Тим О’Рейли
Опубликовано 18 октября 2005 года
Крах доткомов осенью 2001 года стал для веба поворотным пунктом. Многие решили, что феномен веба был слишком раздут, хотя, на самом деле, "мыльные пузыри" и, как результат этого, падение акций - неизбежно сопутствуют всем технологическим революциям. Падение акций обычно происходит тогда, когда новая технология готова занять центральное место на сцене. На волне поднимаются и мошенники, и те, кто действительно добился успеха, - и в какой-то момент приходит понимание, чем первые отличаются от вторых.
Концепция Веба 2.0 родилась на совместном мозговом штурме издательства O’Reilly Media и компании MediaLive International. Веб-пионер и вице-президент O’Reilly Дейл Дагерти (Dale Dougherty) отметил, что сам-то веб далек от краха и даже более важен, чем раньше, раз уж впечатляющие новые приложения и сайты появляются с завидной регулярностью. Больше того, у фирм, переживших коллапс, было нечто общее. Может быть, в результате доткомовского краха имеет смысл говорить о Вебе 2.0. Мы решили, что так и есть. Так родилась Web 2.0 Conference.
За полтора года термин "Веб 2.0" прижился (более 9,5 млн. ссылок в Google). Но относительно того, что он обозначает, в товарищах согласья нет. Одни приняли новую концепцию, другие полагают, что это бессмысленный маркетинговый термин.
Я постараюсь объяснить, что мы имеем в виду, говоря о Веб 2.0.
На нашей первой встрече, мы определяли Веб 2.0, отталкиваясь от конкретных примеров.
Веб 1.0 ===== Веб 2.0
Doubleclick ===== Google AdSense
Ofoto ===== Flickr
Akamai ===== BitTorrent
mp3.com ===== Napster
Britannica Online ===== Wikipedia
Персональные сайты ===== Блоги
Evite ===== upcoming.org и EVDB
Спекуляция доменными именами ===== Поисковая оптимизация
Оплата рекламы по количеству показов ===== Оплата рекламы по количеству переходов
Извлечение данных из HTML ===== Веб-сервисы
Публикация ===== Соавторство
Системы управления контентом (CMS) ===== Wiki
Каталоги (таксономия) ===== Теги (фолксономия)
Удержание пользователей ===== Синдикация контента
Список все увеличивался и увеличивался. Но почему одно приложение мы отнесли к Вебу 1.0, а второе - к категории Веб 2.0? (Это важный вопрос, поскольку Веб 2.0 стал настолько популярным, что многие компании используют сегодня этот термин в своем маркетинге, зачастую даже не понимая, что он означает. С другой стороны, этот вопрос не так уж прост, потому что множество падких на красивые термины стартапов не имеют никакого отношения к Вебу 2.0, тогда как отдельные приложения, которые мы считаем Вебом 2.0, даже веб-приложениями не являются - например, Napster и BitTorrent.)
Анализируя наиболее успешные проекты Веба 1.0 и самые интересные новые приложения, мы попытались выделить основные принципы Веба 2.0.
Веб как платформа
Как многие важные концепции, Веб 2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, центр притяжения. Вы можете представить себе Веб 2.0 как множество правил и практических решений. Они объединены в некое подобие солнечной системы, состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом некоторых или всех описанных правил и находится на определенной дистанции от центра.
К примеру, на первой конференции Веб 2.0 в октябре 2004 мы с Джоном Баттелем (John Battelle) озвучили предварительный список правил в совместном выступлении, открывающем конференцию. И первое правило гласит: "Веб как платформа". Конечно, еще до нас об этом навзрыд говорил Netscape, сгоревший в жаркой битве с Microsoft. Больше того, две компании из нашего списка Веб 1.0 - Akamai и DoubleClick - также были среди первопроходцев, рассматривавших веб как платформу. Люди нечасто воспринимают эти компании как поставщиков веб-сервисов, но, на самом деле, демонстрация рекламы - это первый широко распространенный веб-сервис, первый широко распространенный "mash-up" (если использовать термин, завоевавший в последнее время популярность). Каждый баннер доставлялся пользователю в результате незаметной кооперации двух сайтов, совместно формирующих страницу для показа. Akamai также рассматривал сеть как платформу, и даже на более низком уровне: обеспечивая незаметное кэширование и построив сеть доставки контента, чтобы снизить нагрузку на сайты своих клиентов.
Последователи DoubleClick и Akamai не только использовали наработки этих компаний, но пошли дальше, глубже чувствуя истинную природу новой платформы. Обе компании можно считать пионерами Веб 2.0, хотя ниже мы увидим, как более полно реализовать возможности веба за счет использования новых подходов.
Давайте внимательно рассмотрим три примера, чтобы понять, чем, по сути, старые компании отличаются от новых.
Netscape vs. Google
Если Netscape был флагманом Веба 1.0, то Google, конечно, - общепризнанный флагман Веба 2.0. <…> Так что давайте сравним сами компании и их позиционирование.
Netscape твердил о "вебе как платформе" в терминах старой софтверной парадигмы: главным продуктом компании был веб-браузер (настольное приложение), и стратегия Netscape заключалась в использовании своего доминирующего положения на рынке браузеров для продвижения дорогостоящих серверных продуктов. Контроль над стандартами отображения контента и браузерных приложений мог, в теории, обеспечить Netscape такое же место, какое Microsoft завоевала на рынке ПК. Автомобили когда-то рекламировали как "безлошадные экипажи". Точно так же, отталкиваясь от знакомых концепций, Netscape продвигал "вебтоп" на место "десктопу", предполагая подпитывать вебтоп данными и приложениями от провайдеров контента (которые купят у Netscape серверы).
Netscape
Выходим в публичное тестирование
Тестируем http://myrate.ru/
Я бы сказал это некий микс личного мультимедиа-каталога с узко-тематическим блогом.
С одной стороны вы добавляете в свой личный каталог книжку/игру/видео/музыку (с оценкой, тэгами), с другой – пишете рецензии/заметки, следите что хорошего там посмотрели (поиграли/почитали…) друзья, комментируете.
Вкратце это будет так.
Из приятностей :
• Наличие личного wishlistа.
• Возможность поиска"собратьев" по интересам (точнее, они находятся сами ).
• Алгоритм рекомендаций (чем больше зарейтили, тем адекватнее он будет).
• Присутствуют топы.
• Для блогеров – экспорт в блог )
• RSS-ленты
Из неприятностей – "тестирование".
Собственно, вот.
В итоге и веб-браузеры, и веб-серверы превратились в нечто обыденное, а акцент переместился "к вершине стека", к веб-сервисам.
Google, напротив, был веб-приложением от рождения. Это сервис, за доступ к которому прямо или косвенно платили пользователи. Ни одна из привычных ловушек старой софтверной индустрии ему была не страшна. Вместо запланированных релизов - постоянное улучшение продукта. Вместо лицензирования или продаж - просто использование. Нет нужды заботиться о портировании ПО на другие платформы - все, что нужно для запуска Google, - это расширяемый массив из обыкновенных ПК с запущенной открытой ОС да собственные приложения и утилиты, которых никто за пределами компании не увидит. Фактически стоимость ПО была пропорциональна масштабу и динамичности данных, с которыми оно помогало управляться.
Сервис Google это не сервер, хотя доставка сервиса обеспечивается массивом интернет-серверов, - и не браузер, хотя пользователь получает доступ к сервису именно через него. И это не прославленный поисковик, хранящий контент, позволяющий пользователю осуществлять поиск. Как и телефонный звонок, который случается не на концах телефонной линии, а в сети между ними, сервис Google осуществляется в пространстве между браузером, поисковиком и целевым сервером, на котором содержится искомое. Google - это посредник между пользователем и его/ее онлайновым опытом.
И хотя Google и Netscape - софтверные компании, очевидно, что Netscape принадлежит к миру Lotus, Microsoft, Oracle, SAP и прочих фирм, чьи истоки - в софтверной революции 80-х, тогда как Google и иже с ним - это интернет-приложения (как eBay, Napster и, чего уж там, DoubleClick и Akamai).
DoubleClick vs. Overture and AdSense
Как и Google, DoubleClick - это истинное дитя интернет-эры. Компания рассматривает ПО как услугу, умеет управлять данными и, как отмечено выше, предоставляла доступ к веб-сервисам задолго до того, как этот термин был придуман. Однако DoubleClick очень жестко ограничена своей бизнес-моделью. В 90-х считалось, что веб - это, прежде всего, публикация контента, а не взаимодействие; что правят бал не потребители, а рекламодатели; что размер имеет значение и Интернет, по большому счету, будет состоять из раскрученных веб-сайтов, чья популярность измерена MediaMetrix или другим веб-аудитором.
В результате DoubleClick с гордостью упоминает на собственном сайте о "более чем 2000 успешных установках" своего ПО. Yahoo! Search Marketing (ранее Overture) и Google AdSense в то же самое время обслуживают сотни тысяч рекламных площадок.
Overture и Google добились успеха, потому что поняли концепцию "длинного хвоста" (терминология Криса Андерсона) - "коллективной мощи маленьких сайтов, которые поставляют значимую часть контента". Предложение DoubleClick подразумевает подписание официального контракта, ограничивая рынок до нескольких тысяч крупных сайтов. Overture и Google отыскали способ размещения рекламного модуля практически на любой странице. Больше того, они предпочли рекламным форматам, ориентированным на издателей и агентства (баннеры, поп-апы), менее навязчивые, привязанные к контексту и дружелюбные к пользователю текстовые рекламные блоки.
Урок Веба 2.0: сделайте упор на пользовательские сервисы и алгоритмическую обработку данных, чтобы дотянуться до самых краешков веба, обращайте внимание не только на голову, но и на хвост. <…>
Неудивительно, что другие истории успеха Веба 2.0 демонстрируют нам примерно то же поведение. eBay разрешил единичные транзакции стоимостью в несколько долларов между физическими лицами, исполняя роль автоматического посредника. Napster (хотя и был закрыт из-за проблем с законом) построил свою сеть, не пытаясь создать общую централизованную базу данных, но спроектировав всю систему так, что каждый клиент становился также и сервером, способствуя тем самым росту сети. [Вообще говоря, закрыть Napster технически стало возможно только потому, что полностью от централизованности создателям сервиса отказаться не удалось. - Прим. ред.].
Akamai vs. BitTorrent
Как и DoubleClick, Akamai был оптимизирован для работы с головой, а не хвостом, ориентирован на центр, а не на окраины. Несмотря на то что сервис Akamai работал на благо тех, кто находился в конце "длинного хвоста", облегчая им доступ к популярным сайтам, деньги свои компания получала именно от сайтов.
BitTorrent, как другие пионеры P2P-движения, сделал следующий шаг к децентрализации Интернета. Каждый клиент является и сервером, файлы разбиваются на фрагменты, которые могут быть загружены из разных источников, незаметно принуждая пользователей предоставлять друг другу каналы и данные. Чем популярнее файл, тем быстрее он может быть доставлен, так как больше пользователей обеспечивает суммарную пропускную способность и больше фрагментов целого файла доступно в Сети.
Таким образом BitTorrent демонстрирует нам ключевой принцип Веб 2.0: чем больше людей использует сервис, тем автоматически он становится лучше. Если Akamai вынужден добавлять серверы для улучшения качества услуг, то каждый пользователь BitTorrent приходит на вечеринку со своими ресурсами. Это имплицитная "партнерская архитектура", встроенная этика кооперации, согласно которой сервис действует в первую очередь как разумный посредник, соединяющий края друг с другом и использующий для этого ресурсы самих пользователей.
Платформа всегда выигрывает у приложения
В каждом из предыдущих эпизодов конкурентной борьбы Microsoft успешно разыгрывала карту платформы, перебивая ею самые популярные приложения. С помощью Windows Microsoft заменила Lotus 1-2-3 на Excel, WordPerfect - на Word, а Netscape Navigator - на Internet Explorer.
Однако на этот раз конфликт не между приложением и платформой. Это конфликт двух платформ, каждая из которых предлагает радикально отличную бизнес-модель. С одной стороны, единственный поставщик ПО с впечатляющей базой инсталляций, сильно интегрированной ОС и API, дающим контроль над парадигмой программирования. С другой стороны - система, у которой нет владельца, собранная вместе с помощью множества протоколов, открытых стандартов и соглашений о сотрудничестве.
Windows представляет собой апофеоз проприетарного контроля за программным API. Netscape пытался перехватить инициативу, используя те же техники, что и сама Microsoft использует против своих конкурентов, но проиграл. Однако Apache, основанный на открытых веб-стандартах, процветает. Когда платформа соревнуется с платформой и стоит вопрос о выборе платформы или, если копнуть глубже, о выборе архитектуры, о выборе бизнес-модели, то битва ведется на равных.
Windows была отличным решением проблем ранней эпохи ПК. Она разровняла игровое поле для разработчиков приложений, решив множество проблем, терзавших индустрию. Но единый рывок, осуществленный силами единственного поставщика, больше решением быть не может. Он сам становится проблемой. Системы, ориентированные на коммуникации, каковой является Интернет-как-платформа, требуют возможности взаимодействия на уровне приложений. До тех пор пока поставщик не контролирует оба конца каждого соединения, его возможности по привязке пользователя с помощью API ограничены.
Любой поставщик решения для Веб 2.0, решивший ради выгоды замкнуть собственное приложение на себя путем контроля над платформой, по определению не сможет воспользоваться ее сильными сторонами.
Это я не к тому, что возможностей для закрытия ПО и создания конкурентных преимуществ больше нет, но мы верим, что они не заключаются в контроле над программным API и протоколами. Правила игры изменились. И добиться успеха в эпоху Веба 2.0 смогут те, кто принял новые правила, а не пытается использовать приемы, работавшие в эпоху программного обеспечения для ПК. _________________ В начале было Слово
Последний раз редактировалось: aforist (Вс Янв 06, 20:41), всего редактировалось 3 раз(а)
Что такое Web 2.0?
Мастер Антон Таранов
16.01.2007| Техника и Интернет
Часто упоминаемое словосочетание Web 2.0 является причиной разночтений и разных спекуляций. Давайте попытаемся выяснить, что же представляет из себя Web 2.0: этап развития всемирной паутины, новая технология или просто модное словосочетание?
Первым, кто употребил словосочетание Web 2.0, стало издательство O'Reilly Media, специализирующееся на информационных технологиях. Произошло это в 2004 году. Немного позже глава издательства Тимоти О'Рейлли сформулировал часть принципов Web 2.0. За прошедшее время сфера Web 2.0 расширилась, вытесняя традиционные Web-сервисы, получившие название Web 1.0.
Web 2.0 не является технологией или каким-то особым стилем Web-дизайна. Для определения сути подходит определение Web 2.0 как комплексного подхода к организации, реализации и поддержке Web-ресурсов. Предлагаю рассмотреть наиболее известные «проявления» Web 2.0, с которыми, так или иначе, встречался каждый пользователь Интернета.
Википедия. Сегодня это целая плеяда интернет-сервисов, позиционируемых как справочники и энциклопедии. Название родилось благодаря сайту wikipedia.org, о котором я уже писал на страницах «Школы Жизни». Википедия представляет собой базу справочной информации с предоставлением практически каждому пользователю возможности редактировать данные.
Блоги (интерактивные сетевые дневники) представляют собой один из самых ярких примеров использования принципов Web 2.0. Значительная часть Web-контента создается пользователями, а не владельцами ресурса. Для этого активно используют технологии RSS и FOAF, характерные для Web 2.0. Так же используются тэги (метки, tags) для тематического структурирования контента.
Технология FOAF (Friend Of A Friend) дает пользователю возможность подписаться на новости и материалы тех пользователей, которые находятся в так называемом «списке друзей». Этим самым поощряется общение пользователей Сети. Технология FOAF является одной из важнейших составляющих социальных интернет-сетей.
RSS (Really Simple Syndication или, дословно, «действительно простое объединение (информации)») – это простая и эффективная технология экспорта гипертекста, используемая для создания новостных лент. RSS, как и другие технологии Web 2.0, основан на языке XML (eXtended Markup Language – англ., расширенный язык разметки).
Сервисы обмена. Эти ресурсы наполняются за счет пользователей, предоставляя им место для различных файлов – музыки, фильмов, документации и т.п. Здесь также используются RSS и тэги.
Сайты совместного документопользования. Подобные сервисы дают пользователям возможность одновременного и совместного использования документов – можно создавать, изменять, удалять информацию, доступную для общего пользования. При этом исчезает необходимость в установке программного обеспечения на локальных компьютерах. В данной области признанным лидером является сервис Writely.
В этой области широко применяется технология AJAX. AJAX (Asynchronous Javascript And XML – англ., асинхронные Javascript и XML) – технология комбинированного использования языков Javascript и XML для создания динамического содержимого web-ресурсов.
Одной из важных особенностей технологии AJAX является то, что нагрузка по обработке динамических данных ложится на браузер пользователя. При этом обмен данными «сервер – пользователь» сводится к минимуму, снижая затраты на траффик. Подобный подход значительно упрощает использование динамических ресурсов, так как пользователю не нужно перезагружать страницы, чтобы увидеть изменения.
Стоит упомянуть и о веб-приложениях, как о части концепции Web 2.0. Все больше приложений получают свои Web-аналоги, избавляя пользователей от необходимости устанавливать ПО на локальном компьютере. Как правило, пользование web-сервисом обходится дешевле покупки аналогичных «не-web» программ.
Некоторые эксперты называют Web 2.0 мыльным пузырем, пустышкой. Критики считают, что нет ничего принципиально нового в использовании технологий, существовавших и ранее. С чисто технической точки зрения эти критики правы. Есть мнение, что Web 2.0 – очередная спекуляция, которой уготована участь знаменитого "дотком бума", за которым последовал крах множества IT-компаний в 2001 году.
Еще одним поводом для критики Web 2.0 стали опасения за сохранность приватной информации о пользователе. Существуют подозрения, что инвесторы Web 2.0 сервисов заинтересованы лишь в контроле над большим объемом информации личного характера. Например, информации о предпочтениях пользователя, используя которые, можно добиться стопроцентно точной фокусировки интернет-рекламы.
Однако Web 2.0 имеет и несомненные плюсы. В обычных сервисах (в сервисах Web 1.0, как теперь принято говорить) пользователь, по своей сути, является пассивным потребителем услуг. Подход, построенный на базе концепции Web 2.0, подразумевает более активную деятельность пользователей, ориентированную на участие в создании контента ресурса. В процессе развития сервиса учитывается опыт и мнение пользователей данного сервиса. Это делает Web 2.0 ресурсы значительно более интерактивными, давая пользователям свободу самовыражения. _________________ В начале было Слово
WEB 1.0 сформировался в 90-е годы во многом хаотично и имел главный качественный скачок – переход от простого размещения документов виде файлов к созданию сайтов на основе программного обеспечения (движка и шаблонов показа) и баз данных. Во многом дизайн и пользовательские решения «гладкого стиля» были унаследованы от полиграфии и мультимедийных презентаций.
Своего предела «гладкий стиль» достиг примерно к 2005 году. Дело в том, что уникальные решения и развитие в интернете возможны в трёх областях:
* Программирование
* Дизайн
* Контент
Использование старых технологий и старых принципов организации размещения и доступа к данным автоматически ограничивает «гладкий стиль» с точки зрения программирования и программных решений.
Предел по дизайн-решениям в рамках технических границ реляционных баз данных и текстовых ссылок также достигается достаточно быстро. Все варианты по количеству и взаимному расположению информационных блоков на сайте были определены достаточно быстро такими студиями как Актис, Лебедев, Пирогов и т.д. Можно с гордостью признать, с рунет с точки зрения именно чистого дизайна – то есть цветовых решений и декоративных элементов – обогнал западный интернет.
Контент, который делается ведущими студиями WEB 1.0 делается качественно с точки зрения обособленного восприятия, но много теряет из-за недостаточной системы представления данных. На таком сайте фотографии «вылизаны», но самой галереей не так пользоваться, как если бы она была реализована средствами WEB 2.0.
С точки зрения контента, упомянутые студии придают очень большое значение удобству пользователя, внимательны к мелочам и деталям, строго следуют законам человеческого восприятия и культурным правилам (например, следят за орфографией и логикой текстов). Ресурсы, необходимые для того, чтобы их вытеснить с этого поля вряд ли окупятся.
Однако все они пока реализуют свои проекты в «гладком стиле», не прибегают к новым технологическим решениям.
В отличие от «гладкого стиля» WEB 2.0 имеет прямую связь между новыми программными решениями, дизайном и контентом. Благодаря технологиям WEB 2.0 как заказчик и разработчик сайта, так и пользователь, оптимизируют свои ресурсы.
Системы управления сайтами web 2.0 интегрированы с менеджерами задач, а сами менеджеры задач точно подогнаны под специфику web-строительства, в отличие от стандартных средств автоматизации управления процессами. Способы внесения и представления информации на сайте направлены на одно – экономизацию ресурсов. Системы автоматизации ручного труда интегрируют интеллектуальные решения в общую систему сайта, позволяя один раз потратиться на программирование сложных модулей и потом бесконечно пользоваться заложенной в них «крупинке человеческого интеллекта».
Всё это требует нового дизайна и нового способа обращения с контентом, благодаря чему невидимые технологические инновации обретают различимые особенные черты сайтов web 2.0. А очевидные оптимизационные свойства с web 2.0 столь быстро проявляются при реализации сайтов как маркетингового или имиджевого инструмента, что становятся явными столь же быстро и неоспоримо, как и внешние отличия.
Исторически WEB 2.0 выражается
1. Следующий после «гладкого стиля» этап развития способа размещения и пользования данными.
2. Возник в результате технического и количественного роста интернета, достаточно сознательно реализовывавшегося несколькими сетевыми и программными корпорациями.
3. Принципиально web 2.0 есть наиболее полное на данный момент выражение основного отличительного свойства интернета как информационной среды – организации данных через ссылочную связь всех объектов, окончательно сформировавшейся в наше время благодаря поисковикам.
4. По мере количественного и технического роста интернет стал отстраиваться в наиболее приемлемом для всех сторон направлении.
5. Особая математика системы связанных документов сформировала интернет как особую информационную среду, со своими непреложными законами эффективного размещения и пользования информацией.
6. Множество отдельных приложений для связи пользователя с ресурсами сети, реализуемые через единые стандарты сети, сами стали некой сетевой программной платформой.
Интернет-сайт – это инструмент оптимизации и экономии определённых бизнес-задач, а WEB 2.0 – экономически наиболее выгодный комплекс решений для этого инструмента.
В итоге WEB 2.0 стал стандартом качества интернета, как когда-то набор управленческих рекомендаций системы документооборота, сложившись с процессуальной методологией, вырос до Системы управления качеством.
Пока веб 2.0 не имеет официально регламентирующих его документов, отнесение любого проекта к WEB 2.0 является каждый раз делом качественного анализа. Однако, как и само возникновения веб 2.0 явилось результатом перехода количества в качество, так и в результате множественного анализа проектов, позиционирующих себя как веб 2.0, стало возможным выделить концептуальные тезисы WEB 2.0. В настоящее время веб 2.0 можно описать и через принципы формирования – основные маркетинговые, технические, дизайнерские и технологические решения.
Концептуальные тезисы
1. Клиентоориентированность
2. Распределённое использование ресурсов
Принципы:
1. Интерактивность, понимаемая как обмен информацией, приводящий к изменению обеих сторон коммуникации:
* между пользователем и поставщиком услуги
* между пользователями
* между самими поставщиками услуг
2. Это приводит к взаимному использованию ресурсов, то есть распределённой системе ресурсов
3. Повышение значимости юзабилити, технически возможной благодаря комплексу общепринятых решений, выросших за это время до технических и технологических стандартов. Диктат юзабилити и единых решений был неизбежен, поскольку только он обеспечивал
* простое использование взаимных ресурсов поставщиками услуг
* быстрое и лёгкое использование любых новых или скомпилированных ресурсов пользователем
Предметно WEB 2.0 выражается:
1. Функциональный визуал
2. Технологически и/или геометрически необратимо раздёленный интерфейс по контент-блокам и блокам управления контентом (в отличие от гладкого стиля)
3. Особая организация представления данных
* объектно-ориентированный интерфейс (кнопки, закладки не как рядовые ссылки, а как особые функциональные объекты, на которые можно назначать различные действия)
* управляемая выборка и вывод данных на странице по многим параметрам, выбираемым пользователем
* размещение большого количества информации на одной странице
* перезагрузка только той части страницы, которая изменяется
* вывод разнотипной информации в одном окне _________________ В начале было Слово
Стиль web 2.0
Для разработки сайтов мы применяем комплекс интеллектуальных систем принятия решений, которые строятся на базе технологии web 2.0 Для создания сложных вещей не нужны сложные интерфейсы. Любого уровня сложности можно достичь за счет сочетания простых вещей. Для решения сложной проблемы нужно лишь создать связи между простыми процессами. Основная идея WEB 2.0 : «Чем меньше, тем красивее». Здесь есть небольшой набор простых базовых строительных блоков, из которых можно строить бесконечно сложные конструкции. Простота требует проектирования и хорошего вкуса. Базовые строительные блоки это :
- использование коллективного разума пользователей
- «лёгкий» интерфейс пользователя, а также легковесные программы и бизнес – модели
- Web mashups - комбинирование уже имеющегося контента и создании в результате его интеграции чего-то совершенно нового.
- AJAX
- создание форумов и блогов _________________ В начале было Слово
Web 2.0 – видение Сети, в котором информация поделена на микро-частички, распределенные на десятки доменов. Сеть документов трансформировалась в Сеть данных.
RSS-аггрегаторы, поисковые системы, порталы, Web API и веб-сервисы ( XML- RPC, SOAP и др.).
Веб как платформа. Решения, которые еще вчера невозможно было представить - сегодня становятся успешными стартапами.
Многие слышали про технологию AJAX, Google Mail, Flicker, TaDa lists - все это решения Web 2.0. _________________ В начале было Слово
Web 2.0 идет в Украину
Современные тенденции Usability и Web 2.0 впервые будут доступны широкой аудитории в Украине – с циклом лекций по проектированию удачного пользовательского интерфейса в Киев приедет известный гуру и идеолог Web 2.0 - Аарон Маркус.
15 февраля 2008 г. в Киеве, в рамках программы "Ukraine, The IT First Nation" Украинская Hi-Tech Инициатива, совместно с «Учебным Центром «edu)itonline», проводит практический семинар, посвященный тенденциям и ключевым стратегиям Web 2.0, проектированию удачного пользовательского интерфейса веб-сайтов. Автор и ведущий семинара - Аарон Маркус, признанный юзабилити-эксперт с 40-летним стажем, основатель и президент Aaron Marcus and Associates, Inc (AM+A).
Учитывая большой интерес IT сообщества к вопросам идеологии и практики построения решений на основе Web 2.0, Центр профессионального образования в области юзабилити «Edu)IT-Online» и Украинская Hi-Tech Инициатива и пригласили ведущего эксперта Web-интерфейсов, графического дизайна и разработки, Аарона Маркуса для проведения курса лекций и тренингов по созданию успешного пользовательского интерфейса.
Аарон Маркус проведет практические занятия, которые будут насыщены обсуждениями тенденций и ключевых стратегий юзабилити, шаблонов проектирования Web 2.0 сайтов. Господин Маркус поделится опытом анализа пользователей, разработки интерфейса, когда информация о конечных пользователях недоступна, продемонстрирует примеры удачного пользовательского интерфейса.
Тематика лекций:
* Тенденции, ключевые стратегии Web 2.0. Шаблоны проектирования Web 2.0 сайтов. 7 приоритетов для Web 2.0 компаний.
* Разработка интерфейса, когда пользователи недоступны.
* Анализ пользователей: дизайн «для всех» = не нравится никому.
* Визуализация информации.
* Современные тенденции визуального дизайна сайтов.
* Проектирование интерфейса глобальных веб-сайтов (B2B, B2C).
* 60 примеров удачного пользовательского интерфейса.
Для компаний, работающих с технологией Web 2.0 будут проведены корпоративные тренинги от Аарона Маркуса.
Справка:
Автор и ведущий семинара Аарон Маркус - первый в мире профессиональный графический дизайнер, юзабилити – эксперт с 40- летним стажем, основатель и президент компании Aaron Marcus and Associates, Inc. (AM+A). Клиенты: Microsoft, Oracle, Adobe Systems, eBay, Nokia, Samsung, America Online, Xerox, Hewlett-Packard, Siemens и многие другие.
Г-н Маркус является автором более 200 статей и публикаций в области юзабилити, графического дизайна и роектирования пользовательских интерфейсов, автором и соавтором 5 книг, тематических исследований для 9 книг и 3 справочников по дизайну пользовательских интерфейсов. Принимал участие в работе издательских и консультационных советов 5 отраслевых изданий.
Последнее десятилетие Аарон посвятил работе в таких областях как: веб и мобильные устройства, проектирование визуализации информации, пользовательский интерфейс автомобилей, создание руководств по глобализации/локализации.
Украинская Hi-Tech Инициатива: - лидирующий альянс в индустрии офшорного программного обеспечения и ІТ аутсорсинга в Украине.
Цели и задачи HI-TECH Инициативы:
* расширение международных связей и контактов для сотрудничества в высокотехнологичных отраслях;
* построение каналов обмена информацией с западными компаниями;
* содействие развитию высокотехнологичных отраслей экономики Украины;
* содействие развитию экспортного потенциала украинских предприятий высокотехнологичных отраслей;
* содействие созданию положительного имиджа украинских высокотехнологичных отраслей на западных рынках;
* способствование использованию научного потенциала в продуктах украинских предприятий высокотехнологичных отраслей;
* способствование повышению квалификации специалистов высокотехнологичных отраслей;
* создание клуба/community IT специалистов.
«edu)itonline» - первый в России центр профессионального образования в области юзабилити. Сотрудничает с ведущими экспертами в юзабилити, имеет доступ к результатам исследований современных юзабилити-лабораторий. _________________ В начале было Слово
В последнее время о web 2.0 написано больше, чем можежт прочесть один человек за всю жизнь. При этом наряду с достаточно обосновнными выводами по поводу данного термина, четко изложенными его автором Тимом О’Рейли в статье «Что такое Веб 2.0» (русский перевод http://www.computerra.ru/think/234100/), появляются работы весьма далекие от первоначальной авторской концепции. Особенно много таких работ при рассмотрении web 2.0 сайтостроеня. Большинство авторов (см. http://designformasters.info/posts/web-20-overview,http://www.webdesignfromscratch.com/,http://designformasters.info/posts/web-20-overview и др) находят что-то общее для ряда сайтов, объявляют эти сайты web 2.0 и эти общие индивидуальные характеристики становятся по их утверждению признаками дизайна web 2.0 сайтов.
Так, например, Ben Hunt в статье «Современный стиль в веб дизайне» (http://designformasters.info/posts/current-style/) обнаружил следующие «общие черты этих замечательных сайтов:
* Простая разметка
* Центральное расположение
* Основа дизайна — содержание, а не страница
* 3D эффекты
* Легкие, нейтральные цвета фона
* Яркие цвета
* Оригинальные иконки
* Много пространства
* Крупные шрифты»
Я видимо чего-то перестал понимать! Как это содержание может быть основой дизайна???! Как меня учили в ВУЗе, дизайн – это конструкция формы, в которой местится (размещается) содержание. В философии рассматривается вопрос перехода формы в содержание и наоборот, но в данном случае такое рассмотрение должно быть доказано, ибо оно далеко не очевидно, и, как мне представляется, ошибочно. Возможно автор имел в виду, что основанием для разработки концепции дизайна должно быть его содержане. В таком случае этот пункт нужно переформулировать соответствующим образом. Далее – «Легкие, нейтральные цвета фона» и «Яркие цвета». Представьте себе сайт компании ритуальных услуг с таким фоном и цветом! Получим «похоронную процессию» из кинофильма «Веселые ребята». Так что, получается сайт для компании ритуальных услуг выполнить в стиле web -2.0 невозможно?
Не менее интересные выводы относительно признаков web-2.0 в сайтостроении можно прочесть у Ярослава Бирзула в статье «Обзор Веб 2.0» (http://designformasters.info/posts/web-20-overview). Там мы читаем: «визитные карточки веб 2.0»:
AJAX
FLASH
XML
RSS
Теги
Блоговая структура информациия
Хотел уже написать: «возможно, с этим следует согласиться», но подумал, а что нам нужно от сайта? RSS, XML, FLASH или удобство и красота дизайна. Я уверен, что именно второе – удобство и красота, являются более важными компонентами дизайна, чем используемые технологии, которые наверняка в ближайшем будущем модернизируются или вообще канут в лету. Как мне представляется, не это есть Визитной карточкой дизайна web -2.0.
А признаками web-2.0 дизайна он считает следующие:
· Облако тегов
· Большой размер шрифта заголовков
· Структура вывода новости такова — главные функции, информация, вспомогательные функции расположенные ниже
· Нестандартное форматирование ссылок и текста в общем. Чаще через css
· 2—3 колонки информации. Не более.
· Так называемая верхняя и нижняя секции. Обе отделены от основного контента, для того, чтобы упростить интерфейс.
· Явно отделенные блоки. Отделенные цветом.
· Простая главная панель навигации
· Использование простой, часто пиксельной графики.
Что касается тегов, то его облако будет эффективно, если поисковые машины настроены соответствующим образом, почему большой размер шрифта только заголовков, почему не больше 2-3 колонок информации и т.д. Сплошное «почему» с восклицательным знаком!!!
Не буду больше цитировать попытки многих авторов, в том числе и самого «родителя», достаточно четко объяснить новый термин web-2.0, его концепцию, концептуальные основы.
Тим О’рейли и его друзья по мозговому штурму в основу концепции веб-2.0 положили тот факт, что наиболее успешными в сети являются компании, уделяющие больше внимания (ПО, сервесы и т.п.) индивидуальным пользователям интернет. И в этом они правы, хотя достаточно глубоко именно этот феномен не проанализирован. Есть намек на концепцию индивидуализации веб ресурсов в работе, размещенной на сайте http://blog.turbomilk.ru/archives/000097.html, но концепция индивидуализации не раскрыта. В этой публикации автор попытался донести до читателя свое видение концепции современной интернет сети, получившей название web-2.0, но ему это удалось далеко не полнолстью.
Интернет сеть (WWW) развивается согласно существующим законам. В начальный период использовалась связь по телефонным линия, в дальнейшем появилась телевизионная и собственная кабельная связь, затем и беспроводная связь. ПО в основном развивалось в направлении совершенствования самой сети. WWW сама «росла» и «развивалась», как это присуще живому организму в младенческом возрасте. Одновременно в сети развивались приложения, обеспечивающие более простые, удобные и комфортные условия пользователям. В самой сети, наряду с ее собственным развитием, развивались эргономические направления. Вспомним, что такое эргономика и чем она занимается.
«Эргономика (психологический аспект) [греч. érgon - работа и nómos - закон] - область научно-прикладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем "человек-техника-среда". И еще: «Эргономика программного обеспечения - подраздел микроэргономики, ориентированный на системы "человек-компьютер", "человек-компьютер-человек", "человек-компьютер-процесс", "человек-программа" и т.п…» Как видим, эргономика – это сфера деятельности, которая обеспечивает лучшие условия обитания человека в окружающей среде, включая производство, отдых, развлечения, домашний быт. Все, я думаю, слышали об интеллектуальном жилище, интеллектуальном костюме (одежде). Конец двадцатого и начало двадцать первого столетий характеризуются мощным прорывом в сфере интеллектуализации индивидуальной окружающей среды. Именно индивидуальной среды, не общественной. Это индивидуальное жилье, это индивидуальное авто, это идивидуальня одежда, это индивидуальныый интернет. Эргономика вышла за рамки гармонизации человека и окружающей среды в области физической деятельности, встав на путь интеллектуализации окружающей среды для создания более конфортных условий жизни человека. В сфере интеллектуализации окружающй среды первостепенная роль отводится, естесвенно, компьютерам и ПО. И если продолжить рассмотрение данного вопроса относительно интернета, то окажется, что web-2.0 – это интеллектуализация интернет среды для индивида, или индивидуалная интеллектуализация интернет среды. Рассотрим этот аспект проблемы более подробно.
Рассмотрим, что нужно человеку в WWW и от интернета. Во-первых, и это, по-видимому, главное, человек хочет удовлетворить свой врожденный «хватательный» инстинкт – получение дохода от своего труда, кроме того, человек хочет удовлетворить свои психологические потребности и реализовать свои творческие возможности. В дополнение к этим желаниям у него имеется потребность в общении с себе подобными. Поэтому первая стадия эволюции WWW характеризовалась бурным развитием интернет-сети для торговли: интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет-деньги, интернет-банки, интернет-биржи и т.п., для общения: почта, айсикю, скайп, денежные переводы и т.п. Параллельно с развитием WWW разрабатывалось ПО для удовлетворения интеллектуально-психологических потребностей человека: игры, развлечения, возможность общения в чатах, на форумах, возможность реализации своих творческих способнстей – сайтостроение, выставки своей фотопродукции, блоги, позволяющие создавать сообщества и общаться индивидуально. Таким образом происходила индивидуализация и интеллектуализация интернет-сети. Интернет стал «умнее». В настоящее время каждый посетитель интернета приходит сюда, как к себе домой. У него здесь есть друзья, единомышленники, любимые девушки и юноши. Через интернет уже устраивают митинги и другие акции протеста. Многие «посетители» интернета превратились в «жителей» интернета. Интернет преобрел второе дыхание!
А что происходило в области веб-строительства на этом «переломном» этапе интернет. На первых порах веб-дизайн развивался (точнее топталсся на месте) достаточно хаотично. Веб-дизайнеры лепили, что хотели, или правильнее сказать, что умели. Главное слово было за азаказчиком, который чаще всего о дизайне и не слышал, и продукты (сайты) получались аляпистые, часто не в меру яркие, или скучные бесцветные. Но постепенно с развитием дизайн-технологий и появлением большого количества статей по дизаайну сайтов от профессионалов, в веб-дизайне «прорезался» определенный стиль, который я называю «газетный». И ничего удивительного в этом нет, т.к. большинство «профессионалов» веб-дизайнеров – это вчерашние верстальщики газет и журналов. Как бы там ни было, стиль был найден и полетели штампованные сайты, как с конвеера. Но технологии развивались, заставляя дизайнеров менять стиль оформления сайтов. И опять многие веб-дизайнеры, резко изменив стиль, бросились штамповать «стильные» сайты, отличительной особеностью которых является быстро меняющаяся картинка с вертящимся «облаком тегов» - линков, которые необходимо удачно «поймать», т.е. кликнуть, чтобы попасть на нужную страницу сайта. «Стилльным» также считается изображение ссылок в виде каких-либо пиксель картинок, о назначении которых посетитель сайта должен догадаться сам. А не догадался – иди гуляй. И кто заказывает такие сайты?!
И тем не менее в сайтостроении наметился некоторый прогресс, который заключается в том, что некоторые, я так думаю, наиболее прогрессивные, веб-дизайнеры уловили требование времени к дизайну сайтов. А требование достаточно очевидное – максимальные удобства для посетителя. Удобства физические, этические и психологические. Что я понимаю под удобствами физическими? Естественно удобство в самообслуживании, интерфейс, линки, связь с руководителями сайта. Под этическими удобствами я понимаю отсутствие на сайте материалов, которые могут нанести оскорбление посетителю. Под психологическим удобством я понимаю улучшение настроеня, получение «заряда бодрости» от внешнего вида сайта, от его дизайна, от мягких цветовых переходов и контрастов, от цветовой гаммы и колорита, от его читабильности (не напрягать зрение до выпадания глаз из орбит), от композиции. Одним словом, от художественного оформления. Веб-дизайнер не должен забывать, что он, в первую очередь, художник, в обязанности которого входит радовать зрителя своим творением. Удовлетворение выше перечисленных удобств посетителя соответствует эргономическим требованиям веб-дизайна.
Вот, наконец, и добрались до пункта назначения. До формулировки определения веб-2.0.
Нетрудно догадаться, что в моей формулировке веб-2.0 – это интернет сеть, отвечающая правилам интернет эргономики. Поэтому ее можно назвать веб-эргономик, или Web-ergonomics, или Web-2.0 Ergonomics. А веб-дизайн: Web-design Ergonomics. Или Web-design 2.0 Ergonomics, или Ergonomics-design 2.0.
Как мне представляется дольнейшая эволюция WWW (узловые переходы). Сеть будет продолжать развиваться в направлении интеллектуализации. Web-3.0 будет связано с появлением стериовидения, Web-4.0 будет предшествовать транслция вкуса и запаха, а Web-5.0 обозначит переход к материально-виртуальной действительности.
Я, конечно же, догадываюсь, что найдутся желающие возразить мне. Я с удовольствием послушаю ваши возражения, господа. Только прошу Вас возражать доказательно.
Виталий Татусь _________________ В начале было Слово
Появление термина Web 2.0 принято связывать со статьей «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (№№ 37 (609) и 38 (610) от 11 и 18 октября 2005 года соответственно) и затем выложенной под заголовком «Что такое Веб 2.0» веб-сайтом «Компьютерра online». В этой статье Тим О’Рейли привязал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Web 2.0., в противовес «старому» Web 1.0. Несмотря на то, что значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров, те исследователи, которые признают существование Web 2.0, выделяют несколько основных аспектов этого явления.
Содержание
* 1 Веб-службы
* 2 AJAX
* 3 Веб-синдикация
* 4 Mash-up
* 5 Метки (теги)
* 6 Социализация
* 7 Недостатки Web 2.0
* 8 Конференции про Веб 2.0
* 9 Примеры сайтов
* 10 Примечания
* 11 Ссылки
* 12 См. также
//<![CDATA[
if (window.showTocToggle) { var tocShowText = "показать"; var tocHideText = "убрать"; showTocToggle(); }
//]]>
Веб-службы
Основная статья: Веб-служба
Веб-службы — это программы, доступ к которым осуществляется через Веб (то есть протокол HTTP), а обмен данными происходит в формате XML. В результате программное обеспечение может использовать веб-службы вместо сложных вычислений (например, чтобы узнать по IP-адресу, из какой страны посетитель). В отличие от обычных динамических библиотек, такой подход обладает рядом плюсов:
* Веб-служба находится на серверах компании, которая ее создала. Поэтому в любой момент пользователю доступна самая свежая версия данных и ему не приходится заботиться о зависимостях.
* Инструменты для работы с HTTP и XML есть в любом современном языке программирования, поэтому веб-службы переходят в разряд платформонезависимых.
AJAX
Основная статья: Ajax
Asynchronous JavaScript and XML — подход к построению пользовательских интерфейсов веб-приложений, при котором веб-страница, не перезагружаясь, асинхронно загружает нужные пользователю данные. Использование Ajax стало наиболее популярно после того как Google начала активно использовать его при создании своих сайтов, таких как Gmail и Google Maps. Часто Ajax считают синонимом Веб 2.0, что совершенно не так. Веб 2.0 не привязан к какой-то одной технологии или набору технологий, с тем же успехом еще в 1999 году возможность асинхронного обновления страницы уже предоставлял Flash 4.
Веб-синдикация
Одновременная публикация одного и того же материала на различных страницах или веб-сайтах. Для этого используются веб-потоки, также называемые RSS-потоками, содержащие заголовки материалов и ссылки на них. (например, последние сообщения форумов, и т. п.). Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась.
Mash-up
Веб mash-up («мэшап», дословный перевод — «смешение») — сервис, который полностью или частично использует в качестве источников информации другие сервисы, предоставляя пользователю новую функциональность для работы. В результате такой сервис может становиться также новым источником информации для других веб mash-up сервисов. Таким образом образуется сеть зависимых друг от друга сервисов, интегрированных друг с другом.
Например, сайт по поиску недвижимости с интегрированными картами Google Maps в итоге представляет собой новый, более удобный сервис, с помощью которого каждый пользователь может сразу увидеть все предлагаемые для продажи дома на карте [1].
Метки (теги)
Ключевые слова, описывающие рассматриваемый объект, либо относящие его к какой-либо категории. Это своего рода метки, которые присваиваются объекту, чтобы определить его место среди других объектов. С понятием меток тесно связано понятие фолксономии — термина, о котором широко заговорили именно в связи с ростом сервисов Web 2.0, таких как Flickr, del.icio.us, и, в дальнейшем, Wink.
Появление и быстрое распространение блогов тоже вписывается в концепцию Web 2.0, создавая так называемую «редактируемую Паутину» (writeable web).
Возможность пометить документ ключевыми словами существует[2] и в языке HTML (англ. keywords), однако этот способ был полностью скомпрометирован широким его использованием в целях поискового спама.
Социализация
Использование разработок, которые позволяют создавать сообщество.
* В понятие социализация сайта можно также включить возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны (личные файлы, изображения, видео, блоги) для пользователя, чтобы пользователь чувствовал свою уникальность.
* При формировании сообщества большое значение имеет соревновательный элемент, Репутация или Карма, которые позволяют сообществу саморегулироваться и ставит пользователям дополнительные цели присутствия на сайте.
Недостатки Web 2.0
Использование сервисов сторонних компаний наряду с достоинствами приносит и определенные проблемы. Среди них:
* зависимость от наличия постоянного соединения (исчезает связь — информация становится недоступной или неудобной в использовании);
* зависимость сайтов от решений сторонних компаний, зависимость качества работы сервиса от качества работы многих других компаний;
* слабая приспособленность нынешней инфраструктуры к выполнению сложных вычислительных задач в браузере;
* уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах, для злоумышленников (известны случаи хищения личных данных пользователей, массовых взломов учётных записей блогов).
Фактически сайт эпохи Web 2.0 интерактивен и дружелюбен, позволяет себя легко настраивать на первый взгляд, но сбор статистики о пользователях, их предпочтениях и интересах, инструменты поощрения и наказания могут помочь владельцу манипулировать сообществом.
Конференции про Веб 2.0
* «Байнет 2.0: в новом формате веба», 19 июня 2007 г., Минск
* «Веб 2.0:Социальные сервисы для науки, образования и бизнеса», апрель 2007 г., Москва
* Le Web 3, 11-12 декабря 2006 г., Париж (Франция)
* Web 2.0 Summit, 7-9 ноября 2006 г., Сан-Франциско (США)
Примеры сайтов
* Википедия — Свободная многоязычная энциклопедия
* Google Maps — Google-карты
* Flickr — онлайн-фотоальбом
* del.icio.us — служба онлайновых закладок
* Netvibes — Персональный десктоп
* Digg.com — Новостной ресурс
* Pligg — Веб 2.0 CMS
* Quintura — Визуальный поисковик с интуитивной картой подсказок
* Live Journal — сервис для ведения блогов
* Youtube — видеосервис
* MySpace — сайт сетевых сообществ
* Last.fm — музыкальное сообщество
* Ucoz — отечественный веб-сервис для создания сайтов
t-janna.narod.ru
Примечания
1. ↑ Интернет на основе здравого смысла
2. ↑ см. спецификацию HTML версии 4.01, пункт 7.4.4
Ссылки
* Тим О’Рейли, Что такое Веб 2.0 (Компьютерра, 11 октября 2005 года).
* Тим О’Рейли: Движение в новую реальность (интервью Тима О’Рейли для Spiegel Online).
См. также
* AJAX
* Баннеры 2.0
* Web 3.0
* Pligg web 2.0 Система управлением контентов _________________ В начале было Слово
Доброметр — сервис помогающий пользователям вести список своих ежедневных достижений и дел, обсуждая их с друзьями.
Это первая попытка в рунете совместить в себе социальный web 2.0 сервис и семантический веб, о котором мечтал Тим Бернерс-Ли.
Сайт имеет два интерфейса взаимодействия: с человеком как web 2.0 социальный сервис и с информационными системами как семантический веб-сайт.
Каждая веб-страница сайта имеет своё семантическое описание в формате RDF. Элементы семантики определяются двумя онтологиями. FOAF — описывает человека, используя данные из анкеты и списка друзей. SIOC — описывает жизнь социальной сети: сообщения и связанные с ним комментарии. Это позволяет сторонним клиентам получать чётко определённую и логически связанную информацию. _________________ В начале было Слово
Украинский интернет переживает период бурного роста и прихода на рынок иностранных инвесторов и компаний. Так недавно компания, контролирующая половину общего балтийского рынка интернет-рекламы, пришла в Украину со своим порталом delfi.ua. Немного ранее российская компания "Русские фонды" и Digital Sky Technologies (DST) приобрели 51% акций крупной украинской компании "Мета". Харьковскую компанию, владеющую одноименным порталом, эксперты оценили в $5–7 млн. По оценке, доля компании на украинском рынке онлайн-рекламы составляет 17%. Далее в мае россияне приобрели контрольный пакет компании "Инфинсервис", владеющей финансовым порталом Finance.ua. Свои капиталовложения в Уанет инвесторы объясняют относительно невысокой стоимостью в сравнении с проектами в российском Интернете. Уанет пока еще недооценен – в него не пришли большие деньги, поэтому он выгоден для инвестирования. Кроме российских инвесторов Украиной интересуются также инвесторы из Польши, США, Израиля, Тайваня и другие. Аудитория украинского Интернета и объем онлайн-рекламы в Украине сейчас стремительно растут. Аудитория увеличивается на 50% в год, рынок интернет рекламы – на 100%. Общий объем рынка увеличиваются гораздо быстрее, чем число игроков на нем!
И немного об интересных новинках украинского интернета:
* Портал iplus.com.ua, который запустил телеканал «1+1». Проект имеет ряд характерных для Web 2.0 фишек: голосование, комментирования, пользовательский контент. По словам представителя телеканала, руководство озадачено оттоком телезрителей в Интернет и поэтому решили создать собственное представительство в сети.
* Одним за одним в УаНете открываются новостные ресурсы. На очереди новостной портал 24.ua, запущенный медиа холдингом «МедиаДом» и портал народной журналистики narodnapravda.com.ua.
* Пополнился украинский интернет также порталом о работе – Jobs.ua. Облако тегов добралось и сюда
* Открылся аукцион, где можно продать, купить сайт или домен - domaintrade.com.ua.
* Следуя Web 2.0 моде обновился и автопортал infocar.com.ua, по словам владельцев в редизайн было вложено $25 000.
И вообще, в каждом втором интервью значимые лица УаНета рассказывают о 2-3 своих проектах, которые готовятся к выходу уже в этом году. _________________ В начале было Слово
Что такое Веб 2.0. Использование коллективного разума
Автор: Тим О’Рейли
Опубликовано 19 октября 2005 года
Вторая часть статьи Тима О'Рейли "Что такое Веб 2.0". Чтение лучше начать с начала.
Главный принцип, лежащий за успехом гигантов, рожденных в эпоху Веба 1.0, гигантов, которые выжили и сделали Веб 2.0 таким, какой он есть, заключается в том, что они усилили веб-технологии за счет коллективного разума:
* В основе веба лежат ссылки. Когда пользователи создают новый контент и новые сайты, они с помощью пользователей, обнаруживших этот контент и поставивших на него ссылки, попадают в структуру веба. Во многом это напоминает формирование синапсов в мозге, когда ассоциации закрепляются за счет многократного повторения или яркости переживаний: точно так же паутина связей разрастается за счет коллективной активности всех веб-пользователей.
* Yahoo! - первая успешная интернет-компания. Она родилась как каталог или как директория ссылок - результат старательной работы тысяч, а затем и миллионов пользователей. И хотя Yahoo! с тех пор диверсифицировала свой бизнес, создавая самый разный контент, собранная пользователями коллекция до сих пор является ее главным активом.
* Прорыв Google в поиске, в мгновение ока сделавший компанию безоговорочным лидером рынка, был основан на PageRank, методе, использующем для обеспечения наилучших результатов прежде всего ссылочную структуру веба, а не характеристики проиндексированных документов.
* Продукт eBay - коллективная активность всех пользователей. Как и сам веб, eBay рос вместе с ростом пользовательской активности, и роль компании - это роль открывателя контекста, в котором может реализоваться пользовательская активность. Больше того, конкурентное преимущество eBay заключается исключительно в критической массе продавцов и покупателей.
* Amazon торгует теми же товарами, что и его конкуренты. У них те же описания продуктов, те же изображения обложек и тот же редакторский контент от производителей. Но Amazon научился привлекать пользователей. У Amazon на порядки больше пользовательских обзоров; приглашения поучаствовать в работе сервиса размещены буквально на каждой странице - и что еще важнее, компания использует пользовательскую активность для обеспечения более качественных результатов поиска. Если поиск на Barnesandnoble.com обычно ведет на собственные продукты компании или проплаченные результаты, то результаты поиска на Amazon - это самые востребованные продукты, популярность которых вычисляется в реальном времени не только на основании продаж, но и с учетом других факторов, которые работники Amazon называют flow (поток). Неудивительно, что Amazon, на порядки опережающий конкурентов по активности пользователей, опережает их и в финансовом отношении.
Перечислим значимые инновационные компании, сделавшие ставку на взаимодействие с пользователями:
* Wikipedia, онлайновая энциклопедия, построенная вокруг неправдоподобной идеи, что энциклопедическая статья может быть добавлена любым пользователем и отредактирована другим. Радикальный эксперимент в области доверия, на практике применивший афоризм Эрика Реймонда "у семи тысяч нянек - дитя в шоколаде" для создания контента. Wikipedia уже сейчас находится в первой сотне вебсайтов, и многие думают, что вскоре она окажется и в первой десятке. Чрезвычайное изменение в динамике создания контента!
* Такие сайты, как del.icio.us и Flickr. Обе компании, оказавшиеся в последнее время в центре внимания, первыми представили концепцию, которую некоторые называют "фолксономией" (в противоположность таксономии), то есть совместной категоризацией сайтов с использованием свободно выбираемых ключевых слов (тегов). Расстановка тегов позволяет выйти за жесткие рамки категорий и использовать множественные, перекрывающиеся ассоциации, наподобие тех, что создает наш собственный мозг. В каноническом примере размещенный на Flickr снимок щенка может быть помечен и как "щенок", и как "милый" - что облегчает последующий поиск информации.
* Создаваемые совместно спам-фильтры (такие как Cloudmark) собирают мнения пользователей электронной почты, что является спамом, а что нет, и работают лучше, чем системы, полагающиеся на анализ самих сообщений.
* Общеизвестно, что самые успешные интернет-проекты не рекламировались. Своей популярностью они обязаны "вирусному маркетингу", "сарафанному радио". И если сайт или продукт зависит от обычной рекламной кампании, то скорее всего это не Веб 2.0.
* Даже большая часть самой инфраструктуры веба - включая Linux, Apache, MySQL и Perl, PHP или Python - обязана P2P-методам открытых исходников, которые сами по себе есть примеры результатов коллективной, возможной благодаря сети интеллектуальной деятельности. На SourceForge.net больше ста тысяч проектов в открытых исходниках. Каждый может добавить проект, любой способен загрузить и использовать код, и новые проекты мигрируют от краев к центру, если пользователи начинают их использовать.
Естественный процесс распространения программного обеспечения полностью обеспечивается вирусным маркетингом.
Урок: сетевые эффекты от взаимодействия с пользователями - это ключ к рыночному доминированию в эпоху Веб 2.0.
Блоги и мудрость масс
Одна из самых растиражированных особенностей эпохи Веба 2.0 - блог. Персональные домашние странички стояли у самих истоков веба, личный дневник и ежедневная колонка - недалеко, в общем-то, ушли. Так по какому поводу шум?
В основе своей блог - это просто персональная домашняя страничка в формате дневника. Но как отметил Рик Скрента (Rich Skrenta) - хронологическая организация блога хоть и "кажется мелочью, приводит к совершенно новой цепочке распространение-продвижение-стоимость".
Во многом блоги обязаны RSS - самому значительному нововведению в фундаментальную архитектуру веба с тех пор как первые хакеры поняли, что CGI можно использовать для создания веб-интерфейсов к БД. RSS позволяет не просто ссылаться на страницу, но подписываться на нее, получая оповещение каждый раз, когда страница изменяется. Скрента называет это "прирастающим вебом", другие - "живым вебом".
Динамические сайты пришли на смену статическим страничкам еще десять лет назад. Но в случае живого веба динамическими стали не страницы, а ссылки на них. Ссылаясь на веблог, вы ссылаетесь на страницу с постоянно меняющимся контентом, которая содержит пермалинки (постоянные ссылки) для каждой индивидуальной записи и напоминает о каждом изменении. И RSS-фид - это намного более цепкая привязка к сайту, чем, скажем, закладка или ссылка на конкретную страничку.
RSS также означает, что браузер перестал быть единственным средством для просмотра страницы. Хотя некоторые RSS-аггрегаторы (такие как Bloglines) являются веб-приложениями, есть и настольные клиенты, и мобильные.
RSS сейчас начинают использовать не только для оповещений о новых записях в блоге, но и для всех видов информационных апдейтов, включая изменения курсов акций и прогнозы погоды. Такое использование - в некотором роде возвращение к корням. RSS родилась в 1997 году в результате пересечения технологии Really Simple Syndication Дэйва Вайнера (Dave Winer), используемой для оповещения об изменениях в блогах, и нетскейповской Rich Site Summary, которая позволяла пользователям создавать произвольные нетскейповские странички с регулярно обновляемым потоком данных. Netscape потерял интерес к технологии,и она досталась пионерам блоггинга - компании Вайнера Userland. В нынешних приложениях мы видим наследие от обоих "родителей".
Но не только RSS отличает блог от обычной странички. Том Коутс (Tom Coates) отмечает важность постоянных ссылок, пермалинков:
"Сегодня это может выглядеть очевидным, но пермалинки - эффективное средство, превратившее веблоги из механизма простой публикации в говорливое множество частично пересекающихся сообществ. Благодаря пермалинкам стало легко ссылаться на конкретные записи в других журналах и обсуждать их. Дискуссии расширялись. Разговоров становилось все больше. В результате дружеские связи крепли и становились более надежными. Пермалинк был первой - и самой успешной - попыткой построить между блогами мостики".
Во многих отношениях комбинация RSS и пермалинков добавляет в HTTP функциональность, присущую NNTP. Блогосферу можно рассматривать как новый P2P-эквивалент Usenet и форумам, эдаким "пивным" раннего интернета. Теперь пользователи могли не только с точностью до комментария ссылаться на чужие сайты, но - через механизм трекбэков - могли видеть, кто ссылается на них и реагировать: либо через обратные ссылки, либо посредством комментариев.
Интересно, что двусторонние ссылки были целью ранних гипертекстовых систем (Xanadu). Пуристы приветствовали появление трекбэков как шаг вперед к двусторонним ссылкам. Но отметим, что трекбэки не были по-настоящему двусторонними - скорее, они (потенциально) симметричные односторонние ссылки, создающие эффект двусторонних ссылок. Разница может показаться незначительной, но на практике системы социальных сетей (Friendster, Orkut, LinkedIn), требующие подтверждения получателя для создания соединения, испытывают недостаток масштабирования. Как говорит сооснователь Flickr Катерина Фэйк (Caterina Fake), внимание редко бывает взаимным (Flickr позволяет пользователям создавать списки просмотра - каждый пользователь может отслеживать фотопоток другого пользователя через RSS. Объект внимания ставится в известность, но его разрешение для создания потока не требуется).
Если ключевая часть Веба 2.0 - использование коллективного разума - превращает веб в некое подобие глобального мозга, то блогосфера - это его внутренний голос. Может, он и не связан с глубинными структурами мозга (подсознанием), но является аналогом мышления. Мощный всплеск блогосферы как отражения того, о чем люди думают и чему уделяют внимание, вызван следующим.
Во-первых, из-за того, что поисковики используют структуру ссылок для отыскания нужных страниц, блоггеры, как самые плодородные создатели актуальных ссылок, начали играть диспропорциональную роль в формировании результатов поиска. Во-вторых, поскольку сообщество блоггеров обладает высокой внутренней ссылочностью, заметность страниц еще более увеличивалась. И даже нещадно критикуемый эффект замкнутых сообществ (их участники зачастую зациклены на одних и тех же темах и не слишком обращают внимание на внешний мир) - тоже сыграл блогам на руку.
Но если бы речь шла только об усилении влияния, феномен блогов был бы не интересен. Но как и Wikipedia блоги использовали коллективный разум как фильтр. На сцене появилось то, что Джейм Суриовеки (James Suriowecki) назвал "мудростью масс". Почти по принципу PageRank, который дает лучшие результаты, чем анализ содержимого документа, коллективное внимание блогосферы само по себе стало оценкой качества контента.
Медиасайты старого формата рассматривают индивидуальные блоги как конкурентов, но соперничество ведется не с конкретным блогом, а с блогосферой в целом. Это столкновение не сайтов, а бизнес-моделей. Мир Веба 2.0 - это также мир, который Дэн Гилмор назвал "мы, медиа". Мир, в котором аудитория решает, что действительно важно. _________________ В начале было Слово
ну а у когонить будут какиенить предложения -
как внедрить данные "технологии" на портале?
вопрос и к админам:
можете ли сделать так, чтобы при комментах страница не перезагружалась,
а коммент просто дописывался.
в г-нете на дном сайте такое уже работает - ооооооочень удобно.
ну можно еще кучу наворотов сделать.
дерзайте! сделайте портал №1 в городе.[/b] _________________ В начале было Слово
есть ссылка по теме вообще:
wikimatrix.org
интересно, ктонить, кроме админов,
хотел бы привнести свою лепту в развитие портала?
сейчас появляются для этого хорошие возможности.
чем в одиночку пытаться сделать мелкое,
лучше вместе созидать масштабное -
каждый в меру желания, умения...
а админы сделают это занятие не столь утомительным и замороченным.
у меня есть конкретные предложения - напишу чуть позже. _________________ В начале было Слово
пользователи Сети и видные интернет-деятели вовсе не торопятся разделять всеобщую эйфорию по поводу концепции «Web 2.0». Скептики все больше говорят о том, что Web 2.0 — никакая не революция, а очередной «мыльный пузырь». Теперь их правота подтвердилась исследованиями, ясно показавшими: концепция Web 2.0 не работает.
Наиболее часто используемое определение концептуальной составляющей Web 2.0: сеть, контент которой — тексты, фото, видео и проч. — создается самими пользователями; принцип user-generated content. Исследования аналитиков агентства Hitwise показывают, что эта идея потерпела крах: подавляющее большинство пользователей не испытывают никакого стремления создавать контент самостоятельно.
Так, из всех пользователей знаменитого портала видеохостинга YouTube лишь 0,16% закачивают на сайт свое видео, все остальные предпочитают смотреть творения людей, входящих в эти сотые доли процента. Среди визитеров Flickr ситуация чуть лучше — свои материалы на портал загружают около 0,2%, ну а любители Wikipedia по количеству создаваемого контента стали лидерами — 4,6% всех посетителей ресурса. Ситуация на таких порталах, как MySpace, Facebook, Photobucket, также обстоит не лучшим образом.
Несмотря на очевидный провал своей главной идеи, сайты, создаваемые в стиле этой неработающей концепции — Web 2.0, — за последние два года пережили небывалый рост популярности: посещаемость ресурсов выросла на 668%, то есть в 7 раз. Пару лет назад количество Web 2.0-ресурсов в США составляло всего лишь 2% от общего числа просмотренных сайтов, в то время как сейчас эта цифра равняется 12%. Наибольшей популярностью обладают ресурсы, специализирующиеся на фотоконтенте. Так, среди всех Web 2.0-сайтов их доля составляет около 51%, из которых 41% — у Photobucket.
«Ресурсы, в той или иной мере использующие концепцию Web 2.0, переживают небывалый подъем», — отметил на конференции Web 2.0 Expo Билл Тансер (Bill Tancer), аналитик Hitwise. Факты подтверждают его слова: такие крупные корпорации, как BBC и IBM, не только уверены в перспективности Web 2.0, но уже и сообщают о разработке следующей версии этой концепции — Web 3.0. _________________ В начале было Слово
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах